The Pulse
Загрузка...
Мнение
18.02.2021 г.
grafic 19035

Азия. Разные пути

Государственную политику, в том числе экономическую, определяют люди. Как правило, это правящая верхушка и лица, имеющие на нее влияние.

В предыдущих заметках, посвященных Европе и США, мы мало обращали на них внимания, потому что правящая верхушка обновлялась достаточно часто – под воздействием или выборных процедур, или революций. Влиятельные группы были более устойчивыми и обновлялись гораздо медленнее. Но они были разнородными, состояли из конкурирующих за влияние на власть группировок. Таким образом, в Западной Европе и США не было никого, кто бы обладал монополией на власть в течение длительного промежутка времени.

По-другому обстояли дела в XIX веке в Азии (в первую очередь, речь идет о Китае и Японии). Правящая верхушка и влиятельные группы были устойчивыми и монолитными. Тем интереснее, как по-разному они отреагировали на внешние угрозы (экспансию западных стран) и к каким разным результатам, в том числе в экономике, это привело.

Китай к моменту первого военного столкновения с Западом (Англией) управлялся развитым бюрократическим аппаратом и придворной верхушкой. Не будем описывать хорошо известные перипетии европейской экспансии в Китай в XIX веке, отметим лишь то, что Китай терпел многочисленные поражения и постепенно переходил в состояние полуколонии. Казалось бы, чрезвычайные обстоятельства требуют экстраординарных решений в виде решительных и глубоких реформ. Правящая верхушка на них не решилась, ограничившись закупкой западного оружия, западных военных заводов и попыткой перестроить армию по европейскому образцу. В конце века, для того чтобы перенять западные достижения в области науки и техники, стали отправлять китайскую молодежь учиться в Европу и США (это помимо стихийной массовой эмиграции китайцев).

В самом конце века император Гуансюй[1] предпринял попытку проведения кардинальных реформ, поддержанных низовой бюрократией. Но правящая верхушка, испугавшись решительных перемен, итогом которой могла стать потеря ею власти, осуществила дворцовый переворот. Молодой император был фактически отречен от властных полномочий[2], хотя формально оставался императором до своей смерти в 1908 г.

Результат отказа от реформ известен: Китай оказался в состоянии крайнего упадка. Его сотрясали восстания, а после революции 1912 г. – длительная гражданская война и японская оккупация. По большому счету, Китай потерял почти полтораста лет в своем развитии. И только сейчас нагоняет упущенное.

Япония к середине XIX была даже более архаичной, чем Китай и проводила политику более сильной самоизоляции. Когда после появления эскадры коммодора Перри стало ясно, что натиска западных держав избежать не удастся и Япония перед ним не устоит, правящая японская верхушка решилась на радикальные преобразования. И дело не только в отрешении от власти сегуна и перехода властных полномочий императору. Японцы решились на полное переустройство системы социальных отношений, разрушив множество социальных перегородок и условностей, провели аграрную реформу, изменили политическое устройство страны, приняв в 1889 г. конституцию и создав парламент. Японцы не побоялись привлечь для своего экономического развития иностранный капитал, но главную ставку сделали на «дзайбацу» – своеобразные финансово-промышленные конгломераты, которые должны были решить проблему первоначального накопления капитала и инвестиций в основные фонды новой японской промышленности.

Результаты хорошо известны. Уже к концу XIX века Япония стала одной из передовых мировых держав, что продемонстрировала не только в войне с Китаем в 1895 г., но и в войне с Российской империей в 1904 – 1905 гг.

Здесь есть несколько поучительных уроков.

Первый. Отказ от глубоких реформ, когда в них есть настоятельная необходимость, может привести к гибели государства, что практически случилось с Китаем.    

Второй. Глубокие реформы не ведут к потере власти правящей верхушкой, если они инициированы ею самой. Она вынуждена расширить свои ряды за счет инкорпорации тех, кого реформы подняли наверх с социальных низов. Объем ее властных полномочий сокращается, но не теряется вовсе. Это хорошо видно на примере Японии.

Третий. Реформы вынуждают отказаться от большинства традиций, что довольно болезненно и порождает сопротивление реформам, как в социальных низах, так и у части самих элит. Но если реформы проводить решительно и быстро, то сами их результаты позволят если не ликвидировать полностью, то сильно ослабить возможные конфликты, порожденные ею.

Отдельно необходимо упомянуть об уроках для нашей страны. У нас любят ориентироваться на опыт Южной Кореи, которая во многом копировала опыт Японии. Но проблема в том, что наше общество не настолько архаично, как было японское в середине XIX века или южнокорейское в начале шестидесятых прошлого века. И поэтому очень сомнительно, что этот опыт может быть нам полезен.


[1] Это не его личное имя, а название годов правления.

[2] На самом деле, полномочий у него было не так много, реальная власть была сосредоточена в руках его тетки императрицы Цыси. Для реализации реформ нужен был дворцовый переворот, который лишил бы ее власти. Она опередила реформаторов.

В предыдущих заметках, посвященных Европе и США, мы мало обращали на них внимания, потому что правящая верхушка обновлялась достаточно часто – под воздействием или выборных процедур, или революций. Влиятельные группы были более устойчивыми и обновлялись гораздо медленнее. Но они были разнородными, состояли из конкурирующих за влияние на власть группировок. Таким образом, в Западной Европе и США не было никого, кто бы обладал монополией на власть в течение длительного промежутка времени.

По-другому обстояли дела в XIX веке в Азии (в первую очередь, речь идет о Китае и Японии). Правящая верхушка и влиятельные группы были устойчивыми и монолитными. Тем интереснее, как по-разному они отреагировали на внешние угрозы (экспансию западных стран) и к каким разным результатам, в том числе в экономике, это привело.

Китай к моменту первого военного столкновения с Западом (Англией) управлялся развитым бюрократическим аппаратом и придворной верхушкой. Не будем описывать хорошо известные перипетии европейской экспансии в Китай в XIX веке, отметим лишь то, что Китай терпел многочисленные поражения и постепенно переходил в состояние полуколонии. Казалось бы, чрезвычайные обстоятельства требуют экстраординарных решений в виде решительных и глубоких реформ. Правящая верхушка на них не решилась, ограничившись закупкой западного оружия, западных военных заводов и попыткой перестроить армию по европейскому образцу. В конце века, для того чтобы перенять западные достижения в области науки и техники, стали отправлять китайскую молодежь учиться в Европу и США (это помимо стихийной массовой эмиграции китайцев).

В самом конце века император Гуансюй[1] предпринял попытку проведения кардинальных реформ, поддержанных низовой бюрократией. Но правящая верхушка, испугавшись решительных перемен, итогом которой могла стать потеря ею власти, осуществила дворцовый переворот. Молодой император был фактически отречен от властных полномочий[2], хотя формально оставался императором до своей смерти в 1908 г.

Результат отказа от реформ известен: Китай оказался в состоянии крайнего упадка. Его сотрясали восстания, а после революции 1912 г. – длительная гражданская война и японская оккупация. По большому счету, Китай потерял почти полтораста лет в своем развитии. И только сейчас нагоняет упущенное.

Япония к середине XIX была даже более архаичной, чем Китай и проводила политику более сильной самоизоляции. Когда после появления эскадры коммодора Перри стало ясно, что натиска западных держав избежать не удастся и Япония перед ним не устоит, правящая японская верхушка решилась на радикальные преобразования. И дело не только в отрешении от власти сегуна и перехода властных полномочий императору. Японцы решились на полное переустройство системы социальных отношений, разрушив множество социальных перегородок и условностей, провели аграрную реформу, изменили политическое устройство страны, приняв в 1889 г. конституцию и создав парламент. Японцы не побоялись привлечь для своего экономического развития иностранный капитал, но главную ставку сделали на «дзайбацу» – своеобразные финансово-промышленные конгломераты, которые должны были решить проблему первоначального накопления капитала и инвестиций в основные фонды новой японской промышленности.

Результаты хорошо известны. Уже к концу XIX века Япония стала одной из передовых мировых держав, что продемонстрировала не только в войне с Китаем в 1895 г., но и в войне с Российской империей в 1904 – 1905 гг.

Здесь есть несколько поучительных уроков.

Первый. Отказ от глубоких реформ, когда в них есть настоятельная необходимость, может привести к гибели государства, что практически случилось с Китаем.    

Второй. Глубокие реформы не ведут к потере власти правящей верхушкой, если они инициированы ею самой. Она вынуждена расширить свои ряды за счет инкорпорации тех, кого реформы подняли наверх с социальных низов. Объем ее властных полномочий сокращается, но не теряется вовсе. Это хорошо видно на примере Японии.

Третий. Реформы вынуждают отказаться от большинства традиций, что довольно болезненно и порождает сопротивление реформам, как в социальных низах, так и у части самих элит. Но если реформы проводить решительно и быстро, то сами их результаты позволят если не ликвидировать полностью, то сильно ослабить возможные конфликты, порожденные ею.

Отдельно необходимо упомянуть об уроках для нашей страны. У нас любят ориентироваться на опыт Южной Кореи, которая во многом копировала опыт Японии. Но проблема в том, что наше общество не настолько архаично, как было японское в середине XIX века или южнокорейское в начале шестидесятых прошлого века. И поэтому очень сомнительно, что этот опыт может быть нам полезен.

[1] Это не его личное имя, а название годов правления.

[2] На самом деле, полномочий у него было не так много, реальная власть была сосредоточена в руках его тетки императрицы Цыси. Для реализации реформ нужен был дворцовый переворот, который лишил бы ее власти. Она опередила реформаторов.

Автор статьи: Жарас Ахметов

Самое популярное

Бизнес

АО «Центр транспортного сервиса», являясь одним из крупнейших владельцев подъездных путей, продолжает «стричь» грузоотправителей

The Pulse попытался выяснить, кто зарабатывает на этом.
Подробнее

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее


ЕЩЕ