08.08.2022 г.
Наиболее важные тезисы из отчета:
Наиболее важные тезисы из отчета:
В отчете говорится, что рынок труда демонстрирует позитивную динамику. После роста безработицы во время карантинных ограничений 2020 года до 4,96%, в 2021 году ее показатели умеренно скорректировались до 4.9%, однако данное значение все еще значительно превосходит наблюдавшийся в допандемийный период тренд на ее снижение
При этом, долгосрочная безработица с небольшими сезонными колебаниями остается в диапазоне 2,1-2,2%. Уровень молодежной безработицы демонстрирует тренд на снижение - с начала 2016 года по настоящее время ее показатели уменьшились на 0,7 процентных пункта. В долгосрочной перспективе данная динамика может внести вклад в снижение общей безработицы.
Значительное увеличение денежной массы обусловлено ускорением темпов роста ссудного портфеля физических лиц. Рост денежной массы в 2021 году в 5,2 трлн тенге превысил в абсолютном значении исторический максимум по приросту денежной массы с 2015 года (в 4,3 трлн тенге). Так, за 2021 год денежная масса выросла на 21% и на конец 2021 года составила 30 трлн тенге. При этом, только 23% роста денежной массы было обусловлено ростом денежной базы, в 2021 году денежная база увеличилась на 12% или на 1,2 трлн тенге.
В 2021 году сохранялся высокий уровень инфляции, в течении всего периода инфляция превышала целевой уровень (3-4%). По итогам года инфляция составила 8,4. Начиная с апреля 2021 года наблюдалось ускорение инфляции по всем ее компонентам. Наиболее высокой являлась инфляция на продовольственные товары. По итогам года рост цен на продовольственные товары составил 9,9%.
В 2021 году продолжались меры правительства по поддержке и восстановлению экономического роста. На фоне восстановления экономики ненефтяные поступления в бюджет выросли на 6,9% и составили 7,16 трлн тенге. Тем не менее, ненефтяной дефицит республиканского бюджета остался на высоком уровне в 9,8% к ВВП по итогам 2021 года.
В результате использования средств Национального фонда и привлечения дополнительного долгового финансирования, чистые финансовые активы государства снизились до минимального уровня с 2010 года. Несбалансированность государственных финансов несет в себе риски сужения фискального пространства, вынужденной консолидации расходов бюджета в долгосрочной перспективе, повышения стоимости привлечения долга и как следствие может оказывать давление на рост процентных ставок в экономике.
Суммарный объем финансирования бюджета за счет долга и активов Национального фонда в 2021 году составил 8,1 трлн тенге, увеличившись на 6,4% с 2020 года
Согласно Прогнозу социальноэкономического развития Республики, Казахстан 2023–2027, чистые активы правительства в 2022 году снизятся до 8,2% к ВВП, а с учетом неизменного номинального значения гарантированного государством долга и долга по поручительствам государства чистые активы составят 2,5% к ВВП
Восстановление экономической активности положительно сказалась на размере налоговых поступлениях в республиканский бюджет, которые в 2021 выросли на 26,6% по сравнению с 2020 годом и составили 7 трлн тенге.
27.01.2021 г.
10.03.2021 г.
29.01.2021 г.
01.02.2021 г.
05.02.2021 г.
Подпишитесь на нашу рассылку