The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Экономика

03.06.2021 г.

Экономика
03.06.2021 г.
grafic 868

Сбитый прицел

Почему в Казахстане спортивная индустрия является экономически неэффективной?

Спорт или вопросы развития спорта как policy в какой-то мере являются отражением эффективности государственного аппарата. Кроме того, спортивная индустрия (кумулятивная выручка профессиональных клубов, спортмероприятия, медиа и спонсорство) исчисляется миллиардами долларов и, по оценкам Sport&Entertainment, в 2020 году стоила 73,3 млрд долларов (в прековидный 2018 год эта цифра составляла 129 млрд).

Очевидно, что если прибавить к этой цифре выпуск спортивной одежды, питания, инвентаря, продажи билетов, компьютерные игры, доходы от рекламы звезд спорта и многое другое), то эта оценка будет в разы больше. Однако тем не менее эта цифра впечатляет и естественно, что в «спортивном бизнесе» казахстанскому предпринимательству еще предстоит многого достичь.

Редакция The Pulse.kz при поддержке бренда A'SU запускает серию статей «Экономика спорта». В рамках данной серии мы попытаемся пролить свет на все «бизнесовые» аспекты спорта — экономику, маркетинг, СММ, продвижение личного бренда, институциональную поддержку, государственную политику и так далее. Начать, естественно, стоит с критики государственных органов.

В чем смысл развития спорта в стране?

В исследовании ООН «Developing Effective Policies and Programs: Focus on Sports and Peace» сказано, что «на основе проведенного анализа видно, что спорт может быть недорогим инструментом достижения многих целей развития».

Соответственно, большинство стран развивают спорт для следующих целей:

  1. Спорт, в первую очередь массовый, влияет на здоровье граждан страны и в конечном счете снижает расходы государства на медицину.
  2. Физическая активность увеличивает продуктивность граждан, что ведет к повышению эффективности нации.
  3. Командные виды спорта улучшают социальное чувство единства как участников, так и болельщиков внутри страны.
  4. Мультимодальные спортивные программы снижают риски антисоциальных проявлений, а также употребление разрушающих веществ, особенно среди молодежи.
  5. Спортивные сооружения увеличивают стабильность городских районов, в том числе и с точки зрения экологии.
  6. И наконец, индивидуальные спортивные секции служат своего рода курсами «лидерства», в то время как кооперативные — курсы работы в команде.

 

При этом также не стоит забывать, что спорт (как и творчество) может стать отличным социальным лифтом для тех людей, у которых мало шансов получить достойное образование. Истории известны многочисленные примеры суперзвезд футбола из бедных африканских или южноамериканских стран, которые подтверждают эту теорию.

Есть и казахстанские истории успеха, такие, как Геннадий Головкин или Денис Тен, широко известные вне пределов РК. Однако остается открытым вопрос – почему при таком количестве олимпийских чемпионов спортсменов, зарабатывающих миллионы долларов в РК, лишь единицы? Как нам кажется, существует ряд дефектов рынка, которые государству и обществу необходимо устранить, чтобы дать в первую очередь молодым талантам зарабатывать на спорте, а не закончить карьеру в депутатском кресле. 

Соответственно, для достижения поставленных целей современная модель развития спорта должна вовлекать широкий круг общества, включая следующие:

  • население в целом и разделенное на целевые группы;
  • госорганы, выполняющие соответствующие функции по развитию спорта;
  • местные власти;
  • образовательные структуры, включая в первую очередь школы;
  • спортивные федерации,  Олимпийский и Параолимпийский комитеты;
  • частные и корпоративный сектор;
  • международные институты развития спорта;
  • медиа и социальные сети.

 

Лишь слаженная работа этих групп и даст положительный эффект на развитие спорта в стране.

Также для понимания вопроса следует отделить две основные категории спорта. Массовый спорт в первую очередь нацелен на улучшение здоровья населения. И спорт высших достижений, который таргетирует экономические, политические и имиджевые цели. Кроме того, спорт высших достижений является катализатором массового спорта, так как выдающиеся спортсмены занимают в обществе высокое положение и статус ролевых моделей. 

Вопросы стратегии

Разумеется, что выполнение государственных функций требует глубинного понимания проблем и видение перспектив, как дальних, так и коротких по времени. И как правило, это понимание с точки зрения роли государства выполняет стратегия, концепт, госпрограмма или любой другой документ планирования.

В Казахстане роль подобного документа выполняет «Комплексный план по развитию физической культуры и массового спорта на 2020–2025 годы» (утвержден в апреле 2020 года).

Однако, едва ли можно назвать этот документ, состоящий в основном из конкретных мероприятий, «визионерским» документом или государственной программой, ведь целевых индикаторов в этом плане нет и он состоит из мероприятий. А раз нет целевых индикаторов, то и оценку данной деятельности довольно сложно сделать помимо пресловутых «исполнено/не исполнено». Не говоря уже об оценке эффективности потраченных средств.

Если же посмотреть на методику расчета показателей Министерства культуры и спорта РК (документ является частью системы государственного планирования РК), который был утвержден в конце мая этого года, то видно, что этот орган нацелен на следующие таргеты:

  • охват граждан, занимающиеся физической культурой;
  • охват детей и подростков, занимающихся физической культурой;
  • доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • доля граждан занимающихся национальными видами спорта;
  • доля выпускников специализированных учреждений, которые выполнили нормативы КМС, МС, мастеров спорта международного класса и т. д.;
  • доля специалистов по спорту в республиканских организациях, прошедших повышение квалификации;
  • доля загруженности спортивных сооружений;
  • охват углубленным медосмотром национальных сборных РК;
  • количество завоеванных медалей в международных соревнованиях.

Для сравнения, спустя три года после Лондонской Олимпиады-2012 руководство Соединенного Королевства приняло новый стратегический документ «Sporting Future: A new strategy for an Active Nation».

Согласно этому плану, результаты государственной политики будут оцениваться по следующему набору «концептуальных» таргетов:

  1. Физическое состояние населения.
  2. Психологическое состояние населения.
  3. Индивидуальное развитие.
  4. Социальное и общественное развитие.
  5. Экономическое развитие.

 

При этом в документе отмечается, что «таргетирование показателя в виде количества людей, занимающихся спортом, привело к тому, что организации стали менее инициативными в отношении тех, для которых спорт принес бы наибольшую выгоду (людей с проблемами здоровья, нестандартной фигурой и так далее)». К слову сказать, на тот момент в Великобритании этот количественный показатель составил 47% (для сравнения, в 2020 году в РК он составил 31,6%).

В результате английское правительство составило себе 23 ключевых KPI, из которых хотелось бы выделить следующие:

  1. Увеличение доли населения, занимающегося спортом и физкультурой не менее двух раз за последний месяц.
  2. Увеличение доли взрослых, использующих открытое пространство для физических упражнений.
  3. Увеличение доли детей, умеющих плавать и кататься на велосипеде.
  4. Увеличение доли молодежи с положительным отношением к спорту.
  5. Увеличение количества спортивных волонтеров, которые занимаются этим минимум два раза в год.
  6. Увеличение количества медалей, выигранных на Олимпийских и Параолимпийских Играх.
  7. Увеличение количества посетителей национальных соревнований.
  8. Государственная помощь или помощь со стороны UK Sport в участии в крупных спортивных ивентах.
  9. Повышение экономической эффективности спортивных мероприятий, организованных государством или UK Sport.
  10. Улучшение условий труда в спортивной индустрии (по методологии ЕС Sport Satellite Account).
  11. Улучшение позиций Великобритании в Индексе Национальных Брендов (РК в 2020 году заняла 44 место из 100 стран, Великобритания — 5 место, первое — США).
  12. Снижение доли субъектов госсобственности с недостаточной загруженностью.
  13. Увеличение доли негосударственных инвестиций в спортивные организации.
  14. Увеличение количества видов спорта, которые отвечают Добровольным требованиям Союза спорта и развлечений (в котором 30% от выручки реинвестируется в сам спорт).

 

В казахстанском плане нет ни одного слова про бизнес, экономику, а большинство мероприятий в медиа связано с выпуском телепередач и баннеров. Зачем выпускать эти программы, какую аудиторию таргетировать, какие инструменты более предпочтительны для популяризации здорового образа жизни — остается открытым.

На первый взгляд кажется, что в период пандемии вопросы развития спорта не являются приоритетными в стране. Однако с другой стороны, утверждение, что жертв от COVID-19 было бы меньше, если бы нация была более здоровой, выглядит весьма рациональным.

Конечно, нельзя сказать, что дело развития спорта в Казахстане не занимает умы государственных мужей. К примеру, в начале мая этого года мажилисмены РК обсуждали вопросы массового спорта и выполнение поручения Президента РК, который в прошлогоднем послании заметил, что «В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции»..

Для справки, совокупный годовой бюджет профессиональных клубов составил 55,5 млрд тенге (на 98 клубов в среднем по 567 млн тенге в год). Понятно, что самая большая доля среди них — это футбольные клубы.

В ответ на это мажилисмены предложили лимитировать заработные платы тренеров, спортсменов, и руководителей клуба двумя млн тенге в месяц. Кроме того, предлагалось ограничить максимальный объем финансирования футбольных и хоккейных клубов из бюджета и квазигосударственными структурами объемом в 1,2 млрд тенге в год, и остальных клубов — 450 млн тенге.

По расчетам Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса, данные ограничительные меры позволят сэкономить 16 млрд тенге в год, которые будут перенаправлены для развития массового и детско-юношеского спорта.

Однако, как говорилось выше, все эти мероприятия носят скорее точечный, нежели комплексный подход. Отсутствие целей, четких планов, методики оценки и других элементов policy будет серьезно лимитировать численность вовлеченных людей в спорт, если, конечно, не брать в расчет рост количества баров или букмекерских контор.

В последующих публикациях мы постараемся более детально остановиться на каждом элементе развития спорта и поговорить со всеми участниками этой индустрии, начиная от государственных служащих, заканчивая спортсменами и известными предпринимателями.

Спорт или вопросы развития спорта как policy в какой-то мере являются отражением эффективности государственного аппарата. Кроме того, спортивная индустрия (кумулятивная выручка профессиональных клубов, спортмероприятия, медиа и спонсорство) исчисляется миллиардами долларов и, по оценкам Sport&Entertainment, в 2020 году стоила 73,3 млрд долларов (в прековидный 2018 год эта цифра составляла 129 млрд).

Очевидно, что если прибавить к этой цифре выпуск спортивной одежды, питания, инвентаря, продажи билетов, компьютерные игры, доходы от рекламы звезд спорта и многое другое), то эта оценка будет в разы больше. Однако тем не менее эта цифра впечатляет и естественно, что в «спортивном бизнесе» казахстанскому предпринимательству еще предстоит многого достичь.

Редакция The Pulse.kz при поддержке бренда A'SU запускает серию статей «Экономика спорта». В рамках данной серии мы попытаемся пролить свет на все «бизнесовые» аспекты спорта — экономику, маркетинг, СММ, продвижение личного бренда, институциональную поддержку, государственную политику и так далее. Начать, естественно, стоит с критики государственных органов.

В чем смысл развития спорта в стране?

В исследовании ООН «Developing Effective Policies and Programs: Focus on Sports and Peace» сказано, что «на основе проведенного анализа видно, что спорт может быть недорогим инструментом достижения многих целей развития».

Соответственно, большинство стран развивают спорт для следующих целей:

Спорт, в первую очередь массовый, влияет на здоровье граждан страны и в конечном счете снижает расходы государства на медицину.

Физическая активность увеличивает продуктивность граждан, что ведет к повышению эффективности нации.

Командные виды спорта улучшают социальное чувство единства как участников, так и болельщиков внутри страны.

Мультимодальные спортивные программы снижают риски антисоциальных проявлений, а также употребление разрушающих веществ, особенно среди молодежи.

Спортивные сооружения увеличивают стабильность городских районов, в том числе и с точки зрения экологии.

И наконец, индивидуальные спортивные секции служат своего рода курсами «лидерства», в то время как кооперативные — курсы работы в команде.

При этом также не стоит забывать, что спорт (как и творчество) может стать отличным социальным лифтом для тех людей, у которых мало шансов получить достойное образование. Истории известны многочисленные примеры суперзвезд футбола из бедных африканских или южноамериканских стран, которые подтверждают эту теорию.

Есть и казахстанские истории успеха, такие, как Геннадий Головкин или Денис Тен, широко известные вне пределов РК. Однако остается открытым вопрос – почему при таком количестве олимпийских чемпионов спортсменов, зарабатывающих миллионы долларов в РК, лишь единицы? Как нам кажется, существует ряд дефектов рынка, которые государству и обществу необходимо устранить, чтобы дать в первую очередь молодым талантам зарабатывать на спорте, а не закончить карьеру в депутатском кресле. 

Соответственно, для достижения поставленных целей современная модель развития спорта должна вовлекать широкий круг общества, включая следующие:

население в целом и разделенное на целевые группы;

госорганы, выполняющие соответствующие функции по развитию спорта;

местные власти;

образовательные структуры, включая в первую очередь школы;

спортивные федерации,  Олимпийский и Параолимпийский комитеты;

частные и корпоративный сектор;

международные институты развития спорта;

медиа и социальные сети.

Лишь слаженная работа этих групп и даст положительный эффект на развитие спорта в стране.

Также для понимания вопроса следует отделить две основные категории спорта. Массовый спорт в первую очередь нацелен на улучшение здоровья населения. И спорт высших достижений, который таргетирует экономические, политические и имиджевые цели. Кроме того, спорт высших достижений является катализатором массового спорта, так как выдающиеся спортсмены занимают в обществе высокое положение и статус ролевых моделей. 

Вопросы стратегии

Разумеется, что выполнение государственных функций требует глубинного понимания проблем и видение перспектив, как дальних, так и коротких по времени. И как правило, это понимание с точки зрения роли государства выполняет стратегия, концепт, госпрограмма или любой другой документ планирования.

В Казахстане роль подобного документа выполняет «Комплексный план по развитию физической культуры и массового спорта на 2020–2025 годы» (утвержден в апреле 2020 года).

Однако, едва ли можно назвать этот документ, состоящий в основном из конкретных мероприятий, «визионерским» документом или государственной программой, ведь целевых индикаторов в этом плане нет и он состоит из мероприятий. А раз нет целевых индикаторов, то и оценку данной деятельности довольно сложно сделать помимо пресловутых «исполнено/не исполнено». Не говоря уже об оценке эффективности потраченных средств.

Если же посмотреть на методику расчета показателей Министерства культуры и спорта РК (документ является частью системы государственного планирования РК), который был утвержден в конце мая этого года, то видно, что этот орган нацелен на следующие таргеты:

охват граждан, занимающиеся физической культурой;

охват детей и подростков, занимающихся физической культурой;

доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

доля граждан занимающихся национальными видами спорта;

доля выпускников специализированных учреждений, которые выполнили нормативы КМС, МС, мастеров спорта международного класса и т. д.;

доля специалистов по спорту в республиканских организациях, прошедших повышение квалификации;

доля загруженности спортивных сооружений;

охват углубленным медосмотром национальных сборных РК;

количество завоеванных медалей в международных соревнованиях.

Для сравнения, спустя три года после Лондонской Олимпиады-2012 руководство Соединенного Королевства приняло новый стратегический документ «Sporting Future: A new strategy for an Active Nation».

Согласно этому плану, результаты государственной политики будут оцениваться по следующему набору «концептуальных» таргетов:

Физическое состояние населения.

Психологическое состояние населения.

Индивидуальное развитие.

Социальное и общественное развитие.

Экономическое развитие.

При этом в документе отмечается, что «таргетирование показателя в виде количества людей, занимающихся спортом, привело к тому, что организации стали менее инициативными в отношении тех, для которых спорт принес бы наибольшую выгоду (людей с проблемами здоровья, нестандартной фигурой и так далее)». К слову сказать, на тот момент в Великобритании этот количественный показатель составил 47% (для сравнения, в 2020 году в РК он составил 31,6%).

В результате английское правительство составило себе 23 ключевых KPI, из которых хотелось бы выделить следующие:

Увеличение доли населения, занимающегося спортом и физкультурой не менее двух раз за последний месяц.

Увеличение доли взрослых, использующих открытое пространство для физических упражнений.

Увеличение доли детей, умеющих плавать и кататься на велосипеде.

Увеличение доли молодежи с положительным отношением к спорту.

Увеличение количества спортивных волонтеров, которые занимаются этим минимум два раза в год.

Увеличение количества медалей, выигранных на Олимпийских и Параолимпийских Играх.

Увеличение количества посетителей национальных соревнований.

Государственная помощь или помощь со стороны UK Sport в участии в крупных спортивных ивентах.

Повышение экономической эффективности спортивных мероприятий, организованных государством или UK Sport.

Улучшение условий труда в спортивной индустрии (по методологии ЕС Sport Satellite Account).

Улучшение позиций Великобритании в Индексе Национальных Брендов (РК в 2020 году заняла 44 место из 100 стран, Великобритания — 5 место, первое — США).

Снижение доли субъектов госсобственности с недостаточной загруженностью.

Увеличение доли негосударственных инвестиций в спортивные организации.

Увеличение количества видов спорта, которые отвечают Добровольным требованиям Союза спорта и развлечений (в котором 30% от выручки реинвестируется в сам спорт).

В казахстанском плане нет ни одного слова про бизнес, экономику, а большинство мероприятий в медиа связано с выпуском телепередач и баннеров. Зачем выпускать эти программы, какую аудиторию таргетировать, какие инструменты более предпочтительны для популяризации здорового образа жизни — остается открытым.

На первый взгляд кажется, что в период пандемии вопросы развития спорта не являются приоритетными в стране. Однако с другой стороны, утверждение, что жертв от COVID-19 было бы меньше, если бы нация была более здоровой, выглядит весьма рациональным.

Конечно, нельзя сказать, что дело развития спорта в Казахстане не занимает умы государственных мужей. К примеру, в начале мая этого года мажилисмены РК обсуждали вопросы массового спорта и выполнение поручения Президента РК, который в прошлогоднем послании заметил, что «В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции»..

Для справки, совокупный годовой бюджет профессиональных клубов составил 55,5 млрд тенге (на 98 клубов в среднем по 567 млн тенге в год). Понятно, что самая большая доля среди них — это футбольные клубы.

В ответ на это мажилисмены предложили лимитировать заработные платы тренеров, спортсменов, и руководителей клуба двумя млн тенге в месяц. Кроме того, предлагалось ограничить максимальный объем финансирования футбольных и хоккейных клубов из бюджета и квазигосударственными структурами объемом в 1,2 млрд тенге в год, и остальных клубов — 450 млн тенге.

По расчетам Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса, данные ограничительные меры позволят сэкономить 16 млрд тенге в год, которые будут перенаправлены для развития массового и детско-юношеского спорта.

Однако, как говорилось выше, все эти мероприятия носят скорее точечный, нежели комплексный подход. Отсутствие целей, четких планов, методики оценки и других элементов policy будет серьезно лимитировать численность вовлеченных людей в спорт, если, конечно, не брать в расчет рост количества баров или букмекерских контор.

В последующих публикациях мы постараемся более детально остановиться на каждом элементе развития спорта и поговорить со всеми участниками этой индустрии, начиная от государственных служащих, заканчивая спортсменами и известными предпринимателями.

Автор статьи: Данияр Куаншалиев
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

ЕЩЕ