The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Экономика

03.06.2021 г.

Экономика
03.06.2021 г.
grafic 932

Сбитый прицел

Почему в Казахстане спортивная индустрия является экономически неэффективной?

Спорт или вопросы развития спорта как policy в какой-то мере являются отражением эффективности государственного аппарата. Кроме того, спортивная индустрия (кумулятивная выручка профессиональных клубов, спортмероприятия, медиа и спонсорство) исчисляется миллиардами долларов и, по оценкам Sport&Entertainment, в 2020 году стоила 73,3 млрд долларов (в прековидный 2018 год эта цифра составляла 129 млрд).

Очевидно, что если прибавить к этой цифре выпуск спортивной одежды, питания, инвентаря, продажи билетов, компьютерные игры, доходы от рекламы звезд спорта и многое другое), то эта оценка будет в разы больше. Однако тем не менее эта цифра впечатляет и естественно, что в «спортивном бизнесе» казахстанскому предпринимательству еще предстоит многого достичь.

Редакция The Pulse.kz при поддержке бренда A'SU запускает серию статей «Экономика спорта». В рамках данной серии мы попытаемся пролить свет на все «бизнесовые» аспекты спорта — экономику, маркетинг, СММ, продвижение личного бренда, институциональную поддержку, государственную политику и так далее. Начать, естественно, стоит с критики государственных органов.

В чем смысл развития спорта в стране?

В исследовании ООН «Developing Effective Policies and Programs: Focus on Sports and Peace» сказано, что «на основе проведенного анализа видно, что спорт может быть недорогим инструментом достижения многих целей развития».

Соответственно, большинство стран развивают спорт для следующих целей:

  1. Спорт, в первую очередь массовый, влияет на здоровье граждан страны и в конечном счете снижает расходы государства на медицину.
  2. Физическая активность увеличивает продуктивность граждан, что ведет к повышению эффективности нации.
  3. Командные виды спорта улучшают социальное чувство единства как участников, так и болельщиков внутри страны.
  4. Мультимодальные спортивные программы снижают риски антисоциальных проявлений, а также употребление разрушающих веществ, особенно среди молодежи.
  5. Спортивные сооружения увеличивают стабильность городских районов, в том числе и с точки зрения экологии.
  6. И наконец, индивидуальные спортивные секции служат своего рода курсами «лидерства», в то время как кооперативные — курсы работы в команде.

 

При этом также не стоит забывать, что спорт (как и творчество) может стать отличным социальным лифтом для тех людей, у которых мало шансов получить достойное образование. Истории известны многочисленные примеры суперзвезд футбола из бедных африканских или южноамериканских стран, которые подтверждают эту теорию.

Есть и казахстанские истории успеха, такие, как Геннадий Головкин или Денис Тен, широко известные вне пределов РК. Однако остается открытым вопрос – почему при таком количестве олимпийских чемпионов спортсменов, зарабатывающих миллионы долларов в РК, лишь единицы? Как нам кажется, существует ряд дефектов рынка, которые государству и обществу необходимо устранить, чтобы дать в первую очередь молодым талантам зарабатывать на спорте, а не закончить карьеру в депутатском кресле. 

Соответственно, для достижения поставленных целей современная модель развития спорта должна вовлекать широкий круг общества, включая следующие:

  • население в целом и разделенное на целевые группы;
  • госорганы, выполняющие соответствующие функции по развитию спорта;
  • местные власти;
  • образовательные структуры, включая в первую очередь школы;
  • спортивные федерации,  Олимпийский и Параолимпийский комитеты;
  • частные и корпоративный сектор;
  • международные институты развития спорта;
  • медиа и социальные сети.

 

Лишь слаженная работа этих групп и даст положительный эффект на развитие спорта в стране.

Также для понимания вопроса следует отделить две основные категории спорта. Массовый спорт в первую очередь нацелен на улучшение здоровья населения. И спорт высших достижений, который таргетирует экономические, политические и имиджевые цели. Кроме того, спорт высших достижений является катализатором массового спорта, так как выдающиеся спортсмены занимают в обществе высокое положение и статус ролевых моделей. 

Вопросы стратегии

Разумеется, что выполнение государственных функций требует глубинного понимания проблем и видение перспектив, как дальних, так и коротких по времени. И как правило, это понимание с точки зрения роли государства выполняет стратегия, концепт, госпрограмма или любой другой документ планирования.

В Казахстане роль подобного документа выполняет «Комплексный план по развитию физической культуры и массового спорта на 2020–2025 годы» (утвержден в апреле 2020 года).

Однако, едва ли можно назвать этот документ, состоящий в основном из конкретных мероприятий, «визионерским» документом или государственной программой, ведь целевых индикаторов в этом плане нет и он состоит из мероприятий. А раз нет целевых индикаторов, то и оценку данной деятельности довольно сложно сделать помимо пресловутых «исполнено/не исполнено». Не говоря уже об оценке эффективности потраченных средств.

Если же посмотреть на методику расчета показателей Министерства культуры и спорта РК (документ является частью системы государственного планирования РК), который был утвержден в конце мая этого года, то видно, что этот орган нацелен на следующие таргеты:

  • охват граждан, занимающиеся физической культурой;
  • охват детей и подростков, занимающихся физической культурой;
  • доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • доля граждан занимающихся национальными видами спорта;
  • доля выпускников специализированных учреждений, которые выполнили нормативы КМС, МС, мастеров спорта международного класса и т. д.;
  • доля специалистов по спорту в республиканских организациях, прошедших повышение квалификации;
  • доля загруженности спортивных сооружений;
  • охват углубленным медосмотром национальных сборных РК;
  • количество завоеванных медалей в международных соревнованиях.

Для сравнения, спустя три года после Лондонской Олимпиады-2012 руководство Соединенного Королевства приняло новый стратегический документ «Sporting Future: A new strategy for an Active Nation».

Согласно этому плану, результаты государственной политики будут оцениваться по следующему набору «концептуальных» таргетов:

  1. Физическое состояние населения.
  2. Психологическое состояние населения.
  3. Индивидуальное развитие.
  4. Социальное и общественное развитие.
  5. Экономическое развитие.

 

При этом в документе отмечается, что «таргетирование показателя в виде количества людей, занимающихся спортом, привело к тому, что организации стали менее инициативными в отношении тех, для которых спорт принес бы наибольшую выгоду (людей с проблемами здоровья, нестандартной фигурой и так далее)». К слову сказать, на тот момент в Великобритании этот количественный показатель составил 47% (для сравнения, в 2020 году в РК он составил 31,6%).

В результате английское правительство составило себе 23 ключевых KPI, из которых хотелось бы выделить следующие:

  1. Увеличение доли населения, занимающегося спортом и физкультурой не менее двух раз за последний месяц.
  2. Увеличение доли взрослых, использующих открытое пространство для физических упражнений.
  3. Увеличение доли детей, умеющих плавать и кататься на велосипеде.
  4. Увеличение доли молодежи с положительным отношением к спорту.
  5. Увеличение количества спортивных волонтеров, которые занимаются этим минимум два раза в год.
  6. Увеличение количества медалей, выигранных на Олимпийских и Параолимпийских Играх.
  7. Увеличение количества посетителей национальных соревнований.
  8. Государственная помощь или помощь со стороны UK Sport в участии в крупных спортивных ивентах.
  9. Повышение экономической эффективности спортивных мероприятий, организованных государством или UK Sport.
  10. Улучшение условий труда в спортивной индустрии (по методологии ЕС Sport Satellite Account).
  11. Улучшение позиций Великобритании в Индексе Национальных Брендов (РК в 2020 году заняла 44 место из 100 стран, Великобритания — 5 место, первое — США).
  12. Снижение доли субъектов госсобственности с недостаточной загруженностью.
  13. Увеличение доли негосударственных инвестиций в спортивные организации.
  14. Увеличение количества видов спорта, которые отвечают Добровольным требованиям Союза спорта и развлечений (в котором 30% от выручки реинвестируется в сам спорт).

 

В казахстанском плане нет ни одного слова про бизнес, экономику, а большинство мероприятий в медиа связано с выпуском телепередач и баннеров. Зачем выпускать эти программы, какую аудиторию таргетировать, какие инструменты более предпочтительны для популяризации здорового образа жизни — остается открытым.

На первый взгляд кажется, что в период пандемии вопросы развития спорта не являются приоритетными в стране. Однако с другой стороны, утверждение, что жертв от COVID-19 было бы меньше, если бы нация была более здоровой, выглядит весьма рациональным.

Конечно, нельзя сказать, что дело развития спорта в Казахстане не занимает умы государственных мужей. К примеру, в начале мая этого года мажилисмены РК обсуждали вопросы массового спорта и выполнение поручения Президента РК, который в прошлогоднем послании заметил, что «В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции»..

Для справки, совокупный годовой бюджет профессиональных клубов составил 55,5 млрд тенге (на 98 клубов в среднем по 567 млн тенге в год). Понятно, что самая большая доля среди них — это футбольные клубы.

В ответ на это мажилисмены предложили лимитировать заработные платы тренеров, спортсменов, и руководителей клуба двумя млн тенге в месяц. Кроме того, предлагалось ограничить максимальный объем финансирования футбольных и хоккейных клубов из бюджета и квазигосударственными структурами объемом в 1,2 млрд тенге в год, и остальных клубов — 450 млн тенге.

По расчетам Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса, данные ограничительные меры позволят сэкономить 16 млрд тенге в год, которые будут перенаправлены для развития массового и детско-юношеского спорта.

Однако, как говорилось выше, все эти мероприятия носят скорее точечный, нежели комплексный подход. Отсутствие целей, четких планов, методики оценки и других элементов policy будет серьезно лимитировать численность вовлеченных людей в спорт, если, конечно, не брать в расчет рост количества баров или букмекерских контор.

В последующих публикациях мы постараемся более детально остановиться на каждом элементе развития спорта и поговорить со всеми участниками этой индустрии, начиная от государственных служащих, заканчивая спортсменами и известными предпринимателями.

Спорт или вопросы развития спорта как policy в какой-то мере являются отражением эффективности государственного аппарата. Кроме того, спортивная индустрия (кумулятивная выручка профессиональных клубов, спортмероприятия, медиа и спонсорство) исчисляется миллиардами долларов и, по оценкам Sport&Entertainment, в 2020 году стоила 73,3 млрд долларов (в прековидный 2018 год эта цифра составляла 129 млрд).

Очевидно, что если прибавить к этой цифре выпуск спортивной одежды, питания, инвентаря, продажи билетов, компьютерные игры, доходы от рекламы звезд спорта и многое другое), то эта оценка будет в разы больше. Однако тем не менее эта цифра впечатляет и естественно, что в «спортивном бизнесе» казахстанскому предпринимательству еще предстоит многого достичь.

Редакция The Pulse.kz при поддержке бренда A'SU запускает серию статей «Экономика спорта». В рамках данной серии мы попытаемся пролить свет на все «бизнесовые» аспекты спорта — экономику, маркетинг, СММ, продвижение личного бренда, институциональную поддержку, государственную политику и так далее. Начать, естественно, стоит с критики государственных органов.

В чем смысл развития спорта в стране?

В исследовании ООН «Developing Effective Policies and Programs: Focus on Sports and Peace» сказано, что «на основе проведенного анализа видно, что спорт может быть недорогим инструментом достижения многих целей развития».

Соответственно, большинство стран развивают спорт для следующих целей:

Спорт, в первую очередь массовый, влияет на здоровье граждан страны и в конечном счете снижает расходы государства на медицину.

Физическая активность увеличивает продуктивность граждан, что ведет к повышению эффективности нации.

Командные виды спорта улучшают социальное чувство единства как участников, так и болельщиков внутри страны.

Мультимодальные спортивные программы снижают риски антисоциальных проявлений, а также употребление разрушающих веществ, особенно среди молодежи.

Спортивные сооружения увеличивают стабильность городских районов, в том числе и с точки зрения экологии.

И наконец, индивидуальные спортивные секции служат своего рода курсами «лидерства», в то время как кооперативные — курсы работы в команде.

При этом также не стоит забывать, что спорт (как и творчество) может стать отличным социальным лифтом для тех людей, у которых мало шансов получить достойное образование. Истории известны многочисленные примеры суперзвезд футбола из бедных африканских или южноамериканских стран, которые подтверждают эту теорию.

Есть и казахстанские истории успеха, такие, как Геннадий Головкин или Денис Тен, широко известные вне пределов РК. Однако остается открытым вопрос – почему при таком количестве олимпийских чемпионов спортсменов, зарабатывающих миллионы долларов в РК, лишь единицы? Как нам кажется, существует ряд дефектов рынка, которые государству и обществу необходимо устранить, чтобы дать в первую очередь молодым талантам зарабатывать на спорте, а не закончить карьеру в депутатском кресле. 

Соответственно, для достижения поставленных целей современная модель развития спорта должна вовлекать широкий круг общества, включая следующие:

население в целом и разделенное на целевые группы;

госорганы, выполняющие соответствующие функции по развитию спорта;

местные власти;

образовательные структуры, включая в первую очередь школы;

спортивные федерации,  Олимпийский и Параолимпийский комитеты;

частные и корпоративный сектор;

международные институты развития спорта;

медиа и социальные сети.

Лишь слаженная работа этих групп и даст положительный эффект на развитие спорта в стране.

Также для понимания вопроса следует отделить две основные категории спорта. Массовый спорт в первую очередь нацелен на улучшение здоровья населения. И спорт высших достижений, который таргетирует экономические, политические и имиджевые цели. Кроме того, спорт высших достижений является катализатором массового спорта, так как выдающиеся спортсмены занимают в обществе высокое положение и статус ролевых моделей. 

Вопросы стратегии

Разумеется, что выполнение государственных функций требует глубинного понимания проблем и видение перспектив, как дальних, так и коротких по времени. И как правило, это понимание с точки зрения роли государства выполняет стратегия, концепт, госпрограмма или любой другой документ планирования.

В Казахстане роль подобного документа выполняет «Комплексный план по развитию физической культуры и массового спорта на 2020–2025 годы» (утвержден в апреле 2020 года).

Однако, едва ли можно назвать этот документ, состоящий в основном из конкретных мероприятий, «визионерским» документом или государственной программой, ведь целевых индикаторов в этом плане нет и он состоит из мероприятий. А раз нет целевых индикаторов, то и оценку данной деятельности довольно сложно сделать помимо пресловутых «исполнено/не исполнено». Не говоря уже об оценке эффективности потраченных средств.

Если же посмотреть на методику расчета показателей Министерства культуры и спорта РК (документ является частью системы государственного планирования РК), который был утвержден в конце мая этого года, то видно, что этот орган нацелен на следующие таргеты:

охват граждан, занимающиеся физической культурой;

охват детей и подростков, занимающихся физической культурой;

доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

доля граждан занимающихся национальными видами спорта;

доля выпускников специализированных учреждений, которые выполнили нормативы КМС, МС, мастеров спорта международного класса и т. д.;

доля специалистов по спорту в республиканских организациях, прошедших повышение квалификации;

доля загруженности спортивных сооружений;

охват углубленным медосмотром национальных сборных РК;

количество завоеванных медалей в международных соревнованиях.

Для сравнения, спустя три года после Лондонской Олимпиады-2012 руководство Соединенного Королевства приняло новый стратегический документ «Sporting Future: A new strategy for an Active Nation».

Согласно этому плану, результаты государственной политики будут оцениваться по следующему набору «концептуальных» таргетов:

Физическое состояние населения.

Психологическое состояние населения.

Индивидуальное развитие.

Социальное и общественное развитие.

Экономическое развитие.

При этом в документе отмечается, что «таргетирование показателя в виде количества людей, занимающихся спортом, привело к тому, что организации стали менее инициативными в отношении тех, для которых спорт принес бы наибольшую выгоду (людей с проблемами здоровья, нестандартной фигурой и так далее)». К слову сказать, на тот момент в Великобритании этот количественный показатель составил 47% (для сравнения, в 2020 году в РК он составил 31,6%).

В результате английское правительство составило себе 23 ключевых KPI, из которых хотелось бы выделить следующие:

Увеличение доли населения, занимающегося спортом и физкультурой не менее двух раз за последний месяц.

Увеличение доли взрослых, использующих открытое пространство для физических упражнений.

Увеличение доли детей, умеющих плавать и кататься на велосипеде.

Увеличение доли молодежи с положительным отношением к спорту.

Увеличение количества спортивных волонтеров, которые занимаются этим минимум два раза в год.

Увеличение количества медалей, выигранных на Олимпийских и Параолимпийских Играх.

Увеличение количества посетителей национальных соревнований.

Государственная помощь или помощь со стороны UK Sport в участии в крупных спортивных ивентах.

Повышение экономической эффективности спортивных мероприятий, организованных государством или UK Sport.

Улучшение условий труда в спортивной индустрии (по методологии ЕС Sport Satellite Account).

Улучшение позиций Великобритании в Индексе Национальных Брендов (РК в 2020 году заняла 44 место из 100 стран, Великобритания — 5 место, первое — США).

Снижение доли субъектов госсобственности с недостаточной загруженностью.

Увеличение доли негосударственных инвестиций в спортивные организации.

Увеличение количества видов спорта, которые отвечают Добровольным требованиям Союза спорта и развлечений (в котором 30% от выручки реинвестируется в сам спорт).

В казахстанском плане нет ни одного слова про бизнес, экономику, а большинство мероприятий в медиа связано с выпуском телепередач и баннеров. Зачем выпускать эти программы, какую аудиторию таргетировать, какие инструменты более предпочтительны для популяризации здорового образа жизни — остается открытым.

На первый взгляд кажется, что в период пандемии вопросы развития спорта не являются приоритетными в стране. Однако с другой стороны, утверждение, что жертв от COVID-19 было бы меньше, если бы нация была более здоровой, выглядит весьма рациональным.

Конечно, нельзя сказать, что дело развития спорта в Казахстане не занимает умы государственных мужей. К примеру, в начале мая этого года мажилисмены РК обсуждали вопросы массового спорта и выполнение поручения Президента РК, который в прошлогоднем послании заметил, что «В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции»..

Для справки, совокупный годовой бюджет профессиональных клубов составил 55,5 млрд тенге (на 98 клубов в среднем по 567 млн тенге в год). Понятно, что самая большая доля среди них — это футбольные клубы.

В ответ на это мажилисмены предложили лимитировать заработные платы тренеров, спортсменов, и руководителей клуба двумя млн тенге в месяц. Кроме того, предлагалось ограничить максимальный объем финансирования футбольных и хоккейных клубов из бюджета и квазигосударственными структурами объемом в 1,2 млрд тенге в год, и остальных клубов — 450 млн тенге.

По расчетам Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса, данные ограничительные меры позволят сэкономить 16 млрд тенге в год, которые будут перенаправлены для развития массового и детско-юношеского спорта.

Однако, как говорилось выше, все эти мероприятия носят скорее точечный, нежели комплексный подход. Отсутствие целей, четких планов, методики оценки и других элементов policy будет серьезно лимитировать численность вовлеченных людей в спорт, если, конечно, не брать в расчет рост количества баров или букмекерских контор.

В последующих публикациях мы постараемся более детально остановиться на каждом элементе развития спорта и поговорить со всеми участниками этой индустрии, начиная от государственных служащих, заканчивая спортсменами и известными предпринимателями.

Автор статьи: Данияр Куаншалиев
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

АО «Центр транспортного сервиса», являясь одним из крупнейших владельцев подъездных путей, продолжает «стричь» грузоотправителей

The Pulse попытался выяснить, кто зарабатывает на этом.
Подробнее

10.03.2021 г.

ЕЩЕ