The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Экономика

27.07.2021 г.

Экономика
27.07.2021 г.
grafic 2436

Спортивный интерес: какие реформы добавят темпа

Ежедневные изнурительные тренировки, учебно-тренировочные сборы, соревнования, домой на пару дней, чтоб повидаться с родными, а потом по новой… Таков обычный ритм спортсмена. Но спортивный век не долог, что дальше?

Придет время, когда погаснут прожекторы на спортивных аренах, а вместе с тем изменится ритм жизни спортсменов, частые выезды на соревнования останутся в прошлом. Как быть? Самое главное, как принять всё новое и адаптироваться к обычной жизни? К примеру, в странах Запада для такой «профессиональной переориентации» существует множество курсов и даже спортивных психологов, которые помогают атлетам по окончании карьеры.

А что же в Казахстане?

Далеко не у каждого получается легко справиться с завершением карьеры и последующим кризисом. Происходит это в том числе и потому, что спортивную карьеру начинают в раннем возрасте (обычно в школе), далее ранняя кульминация и ее окончание. Из спортсмена выжимают все, на что он способен, после ухода из спорта у многих остается чувство ненужности и непонимания, что делать дальше. Таким образом, психологическая подготовка важна уже на стадии завершения.

Научно-теоретический журнал «Ученые записки» приводит в своей статье опрос, в нем приняли участие 59 спортсменов, завершающих карьеру и 54 уже завершивших ее.

Получение образования играет основную роль для многих спортсменов в мире. В развитых странах, как было упомянуто выше, спортсмены менее болезненно проходят эту трансформацию. В Казахстане ситуация немного иная. Спортсмены, закончившие карьеру, занимаются тем, чему научились за годы спорта, будь то тренерская стезя, судейство, административно-менеджерские функции или любая другая околоспортивная деятельность. Есть и те спортсмены, которые крепче стоят на ногах, накопив денег в течение своей профессиональной деятельности для того, чтобы в последующем вложить их в определенный бизнес.      

Практика показывает, что спортсменам важно планировать будущее, то, чем они будут заниматься по окончании своей карьеры, личное образование, повышение квалификации и прочее. Этот фактор необходимо учесть хотя бы потому, что риск получить травму у спортсменов очень велик, что навсегда закроет ему дверь в спортивную деятельность.

В Казахстане еще не было ярких прецедентов, чтобы спортсмены, получившие серьезные травмы, добивались каких-либо компенсаций, и в этом плане мы пока отстаём от Запада, где, как правило, атлеты застрахованы.

Напомним, редакция The Pulse.kz публикует серию статей «экономика спорта» при поддержке бренда A'SU и продолжает разбираться в проблемах развития спорта в стране. В Казахстане остро стоит вопрос о качестве подготовки спортивного менеджмента. 

Проблемы образования

Бьются рекорды, совершенствуются программы профессиональных навыков и те, кто причастен, должны это прекрасно понимать. Тренерам и другим специалистам, занимающимся руководством спортивных организаций, необходимо на регулярной основе получать новые знания, вплоть до основ психологии. Чтобы работать со спортсменами, порой и самим тренерам нужен мастер-класс от психолога или коуч-специалиста, который способен мотивировать, дать новое направление. Менеджменту клубов важно получать знания и через полезные кейсы, держать руку на пульсе частых изменений, которые внедряют международные спортивные федерации.

Высшие учебные заведения, готовящие спортивные кадры.

В Алматы имеется старейшая в Казахстане Академия спорта и туризма, которая в одиннадцати кафедрах готовит не только спортсменов, но и тех, кто их окружает. К примеру, факультет «Олимпийский спорт» обучает тренеров, педагогов, организаторов-управленцев и специалистов научно-исследовательской сферы. Помимо этого КазАСТ готовит специалистов в области спортивной медицины, туризма, международного спортивного арбитражного права, спортивного менеджмента и даже спортивной режиссуры. Судя по сайту, Казахская академия спорта и туризма имеет в наличии «…современную научно-методическую базу  для качественной подготовки специалистов и профессионального роста педагогического коллектива. Студенты занимаются в уютных аудиториях, тренируются в современных спортивных залах».

Существуют образовательно-спортивные программы на базе КазНУ им. Аль-Фараби, более «нишевые», специализированные курсы есть на базе Казахстанской федерации футбола, где, в частности, готовят молодых тренеров и судей.

Поисковые запросы выдают и «Медицинский университет Астана», где имеется  кафедра спортивной медицины, реабилитологии и физической культуры.

Еще одним крупным вузом страны, где выпускают спортивные кадры, является КазНПУ им. Абая, с кафедрой физической культуры и спорта. Выпускники получают квалификацию «Педагог физической культуры» и «Бакалавр физической культуры». И всё. Каков уровень выпускаемых этими вузами специалистов – сложно сказать, но учитывая то, что наш спорт без малого тридцать лет никак не может слезть с бюджетной иглы и перейти на рыночные рельсы, понятно, что Казахстану нужны кардинальные кадровые реформы в области спортивного образования.

В век информационных технологий повысить знания в области спортивного менеджмента сейчас не сложно. В социальных сетях множество курсов для повышения спортивной квалификации. Много и частных школ, которые предлагают обучение, основные плюсы – мобильность, скоротечность курсов, приглашение топовых спикеров-спортсменов. Создатели таких курсов чаще всего предлагают популярные кейсы, уводя в сторону нудную теорию, которую чаще всего можно встретить в обучающих программах университетов.

В западных странах еще больше возможностей для повышения спортивной квалификации, однако, особо стоит обратить внимание на то, что там обучение популярно при крупных основополагающих спортивных структурах. К примеру возьмем ФИФА – Международную федерацию футбола – при главном мировом футбольном органе имеется целая учебная программа  «FIFA Master» для молодых специалистов, готовящихся стать футбольными менеджерами, спортивными директорами. Программы сильны и в других международных спортивных федерациях.

Также действительно успешным спортивным специалистом можно стать благодаря и собственным коммуникационным навыкам: умению красноречиво говорить, обладать даром убеждения. Природа спортсмена такова, что его характер и настроение зависят от умения того же самого тренера, промоутера, спортивного директора команды правильно подобрать слова и сказать их в нужное время. К примеру, мотивационная речь тренера в раздевалке – одна из немногих, которая способна поднять самооценку и дух спортсменам перед важными соревнованиями. Таким навыкам не обучают в университетах и школах, там дают направление, методу. Насколько наставник способен донести до спортсмена, что он лучший в мире в своей дисциплине, зависит лично от природного таланта внушить важность победы в том или ином спортивном событии.      

Мы обратились за мнением к специалистам в области спортивного образования, что они думают о необходимости лучшей интеграции образования в спорт.

Выпускник программы «Football Industry MBA» университета Ливерпуля, экс-исполнительный директор футбольного клуба «Астана» Кайсар Бекенов считает, что несомненно, образование важно для спортсменов. По окончании спортивной карьеры, ввиду специфики традиционного воспитания спортсменов, очень тяжело быть конкурентоспособным на традиционном рынке труда. «Вместе с тем, получив через ту же популярную  программу МВА необходимое образование в таких фундаментальных для административного управления сферах, как финансы, экономика, бухучет, спортсмен может совместить эти знания с собственным уникальным спортивным опытом и быть востребованным спортивным функционером», – говорит он.

По его мнению, не совсем корректно сравнивать местные программы с иностранными вузами, возможно, за рубежом сильнее академическая часть, в то время как местные программы более адаптированы под локальные условия ведения хозяйства.

Тренерам, специалистам в спорте необходимо постоянно повышать квалификацию и следить за современными тенденциями, считает он. В данный момент помимо высшего образования существуют и различные курсы на базе ФИФА, УЕФА, ЕСА и пр. При этом Кайсар Бекенов считает обязательным изучение иностранных языков, как минимум английского.

«В Казахстане в целом наблюдается дефицит квалифицированных спортивных тренеров в различных видах спорта. При этом заработная плата приглашённых вместо них иностранных тренеров зачастую значительно превосходит среднюю зарплату по стране, так что при наличии квалифицированного местного тренера руководителю всегда выгодно нанять местного специалиста за меньшие деньги, так что возможности для трудоустройства непременно будут», – говорит он.

Эксперт по спортивному менеджменту, заслуженный мастер спорта РК Айдар Махметов, напротив, говорит о том, что не думает, что MBA важен именно для спортсменов. Скорее он будет конкурентным преимуществом у спортсменов, решивших стать спортивными функционерами. MBA учит умению правильно структурировать проекты, применять различные методики анализа, разрабатывать правильные стратегии развития, напоминает он. Плюсом к этому идёт наработка солидных связей, особенно, если обучение проходит в топ-вузе. Обладая такими обширными навыками, можно не бояться любых спортивных вызовов.

О спортивном менеджменте в Казахстане эксперт отмечает, что, к сожалению, он находится у нас в зачаточной стадии развития. Основные бизнес-школы по данному направлению расположены в США и Европе.

«Касательно работ, которые необходимо проводить с тренерами, коучами, менеджментом клубов. Здесь важно понимать структуру собственности. Если это государственный клуб и имеет место  госфинансирование, то важно донести понимание именно государственного подхода. В нем на первое место ставится комплексное, долгосрочное развитие, стратегические задачи определяются, исходя из государственных приоритетов. Если проект частный, то на первый план выходит бизнес-подход: самоокупаемость, коммерциализация и получение прибыли. Соответственно, нужно развивать данные навыки у менеджмента клубов. Проблема спортивных проектов в Казахстане: смешение этих двух форм и исходя из этого, поставка неправильных целей и задач», – говорит он.

Что же касается тренерской деятельности, престижа этой профессии в Казахстане и её востребованности, то эксперт напоминает, что, в целом, работа хорошего тренера не зацикливается лишь на тренерстве, а включает в себя разные аспекты: менеджмент, менторство, работа функционером федераций. Тренер, владеющий навыками менеджера на высоком уровне, будет востребован всегда. Самообразование при этом стоит на первом месте.

Подводя итоги, хочется отметить, что успешное спортивное достижение – это не только достижение лично атлета и его физических данных, это совокупность работы целой комплексной группы и насколько эта группа образована, квалифицирована и конкурентоспособна, настолько и успешны спортсмены, а кому, как не им, знать, что такое конкуренция.

Придет время, когда погаснут прожекторы на спортивных аренах, а вместе с тем изменится ритм жизни спортсменов, частые выезды на соревнования останутся в прошлом. Как быть? Самое главное, как принять всё новое и адаптироваться к обычной жизни? К примеру, в странах Запада для такой «профессиональной переориентации» существует множество курсов и даже спортивных психологов, которые помогают атлетам по окончании карьеры.

А что же в Казахстане?

Далеко не у каждого получается легко справиться с завершением карьеры и последующим кризисом. Происходит это в том числе и потому, что спортивную карьеру начинают в раннем возрасте (обычно в школе), далее ранняя кульминация и ее окончание. Из спортсмена выжимают все, на что он способен, после ухода из спорта у многих остается чувство ненужности и непонимания, что делать дальше. Таким образом, психологическая подготовка важна уже на стадии завершения.

Научно-теоретический журнал «Ученые записки» приводит в своей статье опрос, в нем приняли участие 59 спортсменов, завершающих карьеру и 54 уже завершивших ее.

Получение образования играет основную роль для многих спортсменов в мире. В развитых странах, как было упомянуто выше, спортсмены менее болезненно проходят эту трансформацию. В Казахстане ситуация немного иная. Спортсмены, закончившие карьеру, занимаются тем, чему научились за годы спорта, будь то тренерская стезя, судейство, административно-менеджерские функции или любая другая околоспортивная деятельность. Есть и те спортсмены, которые крепче стоят на ногах, накопив денег в течение своей профессиональной деятельности для того, чтобы в последующем вложить их в определенный бизнес.      

Практика показывает, что спортсменам важно планировать будущее, то, чем они будут заниматься по окончании своей карьеры, личное образование, повышение квалификации и прочее. Этот фактор необходимо учесть хотя бы потому, что риск получить травму у спортсменов очень велик, что навсегда закроет ему дверь в спортивную деятельность.

В Казахстане еще не было ярких прецедентов, чтобы спортсмены, получившие серьезные травмы, добивались каких-либо компенсаций, и в этом плане мы пока отстаём от Запада, где, как правило, атлеты застрахованы.

Напомним, редакция The Pulse.kz публикует серию статей «экономика спорта» при поддержке бренда A'SU и продолжает разбираться в проблемах развития спорта в стране. В Казахстане остро стоит вопрос о качестве подготовки спортивного менеджмента. 

Проблемы образования

Бьются рекорды, совершенствуются программы профессиональных навыков и те, кто причастен, должны это прекрасно понимать. Тренерам и другим специалистам, занимающимся руководством спортивных организаций, необходимо на регулярной основе получать новые знания, вплоть до основ психологии. Чтобы работать со спортсменами, порой и самим тренерам нужен мастер-класс от психолога или коуч-специалиста, который способен мотивировать, дать новое направление. Менеджменту клубов важно получать знания и через полезные кейсы, держать руку на пульсе частых изменений, которые внедряют международные спортивные федерации.

Высшие учебные заведения, готовящие спортивные кадры.

В Алматы имеется старейшая в Казахстане Академия спорта и туризма, которая в одиннадцати кафедрах готовит не только спортсменов, но и тех, кто их окружает. К примеру, факультет «Олимпийский спорт» обучает тренеров, педагогов, организаторов-управленцев и специалистов научно-исследовательской сферы. Помимо этого КазАСТ готовит специалистов в области спортивной медицины, туризма, международного спортивного арбитражного права, спортивного менеджмента и даже спортивной режиссуры. Судя по сайту, Казахская академия спорта и туризма имеет в наличии «…современную научно-методическую базу  для качественной подготовки специалистов и профессионального роста педагогического коллектива. Студенты занимаются в уютных аудиториях, тренируются в современных спортивных залах».

Существуют образовательно-спортивные программы на базе КазНУ им. Аль-Фараби, более «нишевые», специализированные курсы есть на базе Казахстанской федерации футбола, где, в частности, готовят молодых тренеров и судей.

Поисковые запросы выдают и «Медицинский университет Астана», где имеется  кафедра спортивной медицины, реабилитологии и физической культуры.

Еще одним крупным вузом страны, где выпускают спортивные кадры, является КазНПУ им. Абая, с кафедрой физической культуры и спорта. Выпускники получают квалификацию «Педагог физической культуры» и «Бакалавр физической культуры». И всё. Каков уровень выпускаемых этими вузами специалистов – сложно сказать, но учитывая то, что наш спорт без малого тридцать лет никак не может слезть с бюджетной иглы и перейти на рыночные рельсы, понятно, что Казахстану нужны кардинальные кадровые реформы в области спортивного образования.

В век информационных технологий повысить знания в области спортивного менеджмента сейчас не сложно. В социальных сетях множество курсов для повышения спортивной квалификации. Много и частных школ, которые предлагают обучение, основные плюсы – мобильность, скоротечность курсов, приглашение топовых спикеров-спортсменов. Создатели таких курсов чаще всего предлагают популярные кейсы, уводя в сторону нудную теорию, которую чаще всего можно встретить в обучающих программах университетов.

В западных странах еще больше возможностей для повышения спортивной квалификации, однако, особо стоит обратить внимание на то, что там обучение популярно при крупных основополагающих спортивных структурах. К примеру возьмем ФИФА – Международную федерацию футбола – при главном мировом футбольном органе имеется целая учебная программа  «FIFA Master» для молодых специалистов, готовящихся стать футбольными менеджерами, спортивными директорами. Программы сильны и в других международных спортивных федерациях.

Также действительно успешным спортивным специалистом можно стать благодаря и собственным коммуникационным навыкам: умению красноречиво говорить, обладать даром убеждения. Природа спортсмена такова, что его характер и настроение зависят от умения того же самого тренера, промоутера, спортивного директора команды правильно подобрать слова и сказать их в нужное время. К примеру, мотивационная речь тренера в раздевалке – одна из немногих, которая способна поднять самооценку и дух спортсменам перед важными соревнованиями. Таким навыкам не обучают в университетах и школах, там дают направление, методу. Насколько наставник способен донести до спортсмена, что он лучший в мире в своей дисциплине, зависит лично от природного таланта внушить важность победы в том или ином спортивном событии.      

Мы обратились за мнением к специалистам в области спортивного образования, что они думают о необходимости лучшей интеграции образования в спорт.

Выпускник программы «Football Industry MBA» университета Ливерпуля, экс-исполнительный директор футбольного клуба «Астана» Кайсар Бекенов считает, что несомненно, образование важно для спортсменов. По окончании спортивной карьеры, ввиду специфики традиционного воспитания спортсменов, очень тяжело быть конкурентоспособным на традиционном рынке труда. «Вместе с тем, получив через ту же популярную  программу МВА необходимое образование в таких фундаментальных для административного управления сферах, как финансы, экономика, бухучет, спортсмен может совместить эти знания с собственным уникальным спортивным опытом и быть востребованным спортивным функционером», – говорит он.

По его мнению, не совсем корректно сравнивать местные программы с иностранными вузами, возможно, за рубежом сильнее академическая часть, в то время как местные программы более адаптированы под локальные условия ведения хозяйства.

Тренерам, специалистам в спорте необходимо постоянно повышать квалификацию и следить за современными тенденциями, считает он. В данный момент помимо высшего образования существуют и различные курсы на базе ФИФА, УЕФА, ЕСА и пр. При этом Кайсар Бекенов считает обязательным изучение иностранных языков, как минимум английского.

«В Казахстане в целом наблюдается дефицит квалифицированных спортивных тренеров в различных видах спорта. При этом заработная плата приглашённых вместо них иностранных тренеров зачастую значительно превосходит среднюю зарплату по стране, так что при наличии квалифицированного местного тренера руководителю всегда выгодно нанять местного специалиста за меньшие деньги, так что возможности для трудоустройства непременно будут», – говорит он.

Эксперт по спортивному менеджменту, заслуженный мастер спорта РК Айдар Махметов, напротив, говорит о том, что не думает, что MBA важен именно для спортсменов. Скорее он будет конкурентным преимуществом у спортсменов, решивших стать спортивными функционерами. MBA учит умению правильно структурировать проекты, применять различные методики анализа, разрабатывать правильные стратегии развития, напоминает он. Плюсом к этому идёт наработка солидных связей, особенно, если обучение проходит в топ-вузе. Обладая такими обширными навыками, можно не бояться любых спортивных вызовов.

О спортивном менеджменте в Казахстане эксперт отмечает, что, к сожалению, он находится у нас в зачаточной стадии развития. Основные бизнес-школы по данному направлению расположены в США и Европе.

«Касательно работ, которые необходимо проводить с тренерами, коучами, менеджментом клубов. Здесь важно понимать структуру собственности. Если это государственный клуб и имеет место  госфинансирование, то важно донести понимание именно государственного подхода. В нем на первое место ставится комплексное, долгосрочное развитие, стратегические задачи определяются, исходя из государственных приоритетов. Если проект частный, то на первый план выходит бизнес-подход: самоокупаемость, коммерциализация и получение прибыли. Соответственно, нужно развивать данные навыки у менеджмента клубов. Проблема спортивных проектов в Казахстане: смешение этих двух форм и исходя из этого, поставка неправильных целей и задач», – говорит он.

Что же касается тренерской деятельности, престижа этой профессии в Казахстане и её востребованности, то эксперт напоминает, что, в целом, работа хорошего тренера не зацикливается лишь на тренерстве, а включает в себя разные аспекты: менеджмент, менторство, работа функционером федераций. Тренер, владеющий навыками менеджера на высоком уровне, будет востребован всегда. Самообразование при этом стоит на первом месте.

Подводя итоги, хочется отметить, что успешное спортивное достижение – это не только достижение лично атлета и его физических данных, это совокупность работы целой комплексной группы и насколько эта группа образована, квалифицирована и конкурентоспособна, настолько и успешны спортсмены, а кому, как не им, знать, что такое конкуренция.

Автор статьи: Азамат Ашимов
Подписаться:

Самое популярное

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

ЕЩЕ