На самом деле, никогда до и никогда после экономики этих стран не росли такими высокими темпами, в чем можно убедиться, посмотрев на график.
В основе такого взлета лежит удачная комбинация целого ряда факторов. В первую очередь это — послевоенное восстановление. Даже если война обошла некоторые страны стороной или задела слабо, то она все равно привела в них к спаду, хотя бы из-за нарушения международной торговли.
Другой фактор — это научно-техническая революция (НТР) или третья индустриализация. Многие научные открытия и инновации довоенного или военного периода только после войны стали внедряться в массовое производство гражданской продукции. Например, телевидение, автоматизированные системы управления и вычислительные комплексы.
Третий фактор, неотделимый от предыдущих, — это массовое обновление основных фондов. Не просто восстановление разрушенного войной, но и модернизация на основе достижений НТР. Это привело к росту производительности не только труда, но и основного капитала.
Четвертый фактор — сильное ослабление, а то и полное снятие ограничений для международной торговли и перемещения капитала. Это не только усиливало конкуренцию, но и расширяло возможности по сбыту продукции и удешевляло финансирование.
Наконец, пятый фактор, больше всего интересующий нас в рамках данного цикла заметок, — рост присутствия государства в экономике. В разных странах государство по-разному присутствовало в экономике. В одних — это просто рост бюджетных расходов и создание новых рабочих мест в социальной сфере, в других — национализация отдельных фирм, а то и целых отраслей, в третьих — регулирование частного сектора, вплоть до указывания, что и в каких объемах производить. На примерах США, Великобритании, Франции, Италии и Японии в отдельных заметках, мы обсудим, как государство вмешивалось в экономику и к каким последствиям это привело.
Общим для всех стран является рост расходов государства на социальные нужды. Как пишут в Кембриджской экономической истории Европы, после 1945 г. социальные услуги, обеспечиваемые государством, претерпели количественные и качественные изменения в сравнении с довоенным периодом. В большинстве европейских обществ этими услугами были охвачены как трудящиеся, занятые почти во всех секторах экономики, так и население в целом. Задачи социального обеспечения, прежде сводившиеся к ограниченной помощи в трудные моменты жизни, отныне предусматривали всеобъемлющую социальную защиту, включая пособия по безработице и инвалидности, материальное вспомоществование лицам с низкими доходами или вообще без доходов, выплаты пенсий через государственные органы и бесплатные медицинские услуги.
Рост социальных расходов государства привел к росту внутреннего потребления. На графике 2 в качестве примера отображены среднегодовые темпы роста конечного потребления домохозяйств во Франции с 1961 по 2019 годы.
В глаза бросается связь между темпами роста конечного потребления домохозяйств и темпами роста ВВП. Это довольно очевидно и банально: рост внутреннего потребления стимулирует рост национальной экономики.
Примерно с середины семидесятых прошлого века масштабное присутствие государства в экономике стало играть не положительную, а отрицательную роль. Высокие налоги, ограничения конкуренции, избыточное регулирование дестимулировали предпринимательскую активность и это привело к замедлению экономического роста. Как это происходило, какие рецепты для выхода из стагнации предлагались, мы рассмотрим в последующих заметках.
На самом деле, никогда до и никогда после экономики этих стран не росли такими высокими темпами, в чем можно убедиться, посмотрев на график.
В основе такого взлета лежит удачная комбинация целого ряда факторов. В первую очередь это — послевоенное восстановление. Даже если война обошла некоторые страны стороной или задела слабо, то она все равно привела в них к спаду, хотя бы из-за нарушения международной торговли.
Другой фактор — это научно-техническая революция (НТР) или третья индустриализация. Многие научные открытия и инновации довоенного или военного периода только после войны стали внедряться в массовое производство гражданской продукции. Например, телевидение, автоматизированные системы управления и вычислительные комплексы.
Третий фактор, неотделимый от предыдущих, — это массовое обновление основных фондов. Не просто восстановление разрушенного войной, но и модернизация на основе достижений НТР. Это привело к росту производительности не только труда, но и основного капитала.
Четвертый фактор — сильное ослабление, а то и полное снятие ограничений для международной торговли и перемещения капитала. Это не только усиливало конкуренцию, но и расширяло возможности по сбыту продукции и удешевляло финансирование.
Наконец, пятый фактор, больше всего интересующий нас в рамках данного цикла заметок, — рост присутствия государства в экономике. В разных странах государство по-разному присутствовало в экономике. В одних — это просто рост бюджетных расходов и создание новых рабочих мест в социальной сфере, в других — национализация отдельных фирм, а то и целых отраслей, в третьих — регулирование частного сектора, вплоть до указывания, что и в каких объемах производить. На примерах США, Великобритании, Франции, Италии и Японии в отдельных заметках, мы обсудим, как государство вмешивалось в экономику и к каким последствиям это привело.
Общим для всех стран является рост расходов государства на социальные нужды. Как пишут в Кембриджской экономической истории Европы, после 1945 г. социальные услуги, обеспечиваемые государством, претерпели количественные и качественные изменения в сравнении с довоенным периодом. В большинстве европейских обществ этими услугами были охвачены как трудящиеся, занятые почти во всех секторах экономики, так и население в целом. Задачи социального обеспечения, прежде сводившиеся к ограниченной помощи в трудные моменты жизни, отныне предусматривали всеобъемлющую социальную защиту, включая пособия по безработице и инвалидности, материальное вспомоществование лицам с низкими доходами или вообще без доходов, выплаты пенсий через государственные органы и бесплатные медицинские услуги.
Рост социальных расходов государства привел к росту внутреннего потребления. На графике 2 в качестве примера отображены среднегодовые темпы роста конечного потребления домохозяйств во Франции с 1961 по 2019 годы.
В глаза бросается связь между темпами роста конечного потребления домохозяйств и темпами роста ВВП. Это довольно очевидно и банально: рост внутреннего потребления стимулирует рост национальной экономики.
Примерно с середины семидесятых прошлого века масштабное присутствие государства в экономике стало играть не положительную, а отрицательную роль. Высокие налоги, ограничения конкуренции, избыточное регулирование дестимулировали предпринимательскую активность и это привело к замедлению экономического роста. Как это происходило, какие рецепты для выхода из стагнации предлагались, мы рассмотрим в последующих заметках.