Источник фото: https://www.inform.kz
Фракция Nur Otan
Недостатков в работе правительства депутаты обнаружили немало. Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин в связи с этим подчеркнул, что несмотря на объективные трудности, увы, не обошлось и без объективных промахов. «Турбулентность мировой экономики, пандемия коронавируса – все это потребовало наращивания расходов государственного бюджета. В нашей стране были приняты беспрецедентные антикризисные меры для защиты казахстанцев. Дополнительно выделенные бюджетные средства, необходимые законодательные меры – все это позволило выполнить все социальные обязательства и поддержать отечественную экономику. Вместе с тем все еще актуальными остаются недостаточная рациональность, результативность и эффективность освоения бюджетных средств. В этом вопросе только системный подход к решению проблем позволит полноценно выполнить все задачи, поставленные руководством страны по повышению качества жизни наших граждан», – заявил он.
В числе «адресных претензий» депутатов – это чрезмерное, по их мнению, увлечение правительства заимствованиями. В парламенте неоднократно звучала критика из-за размера внешнего долга страны. Также депутатам не нравится ставшее уже традиционным привлечение трансфертов из Национального фонда.
«Мы же не можем постоянно в Нацфонд лазить, не можем все время на внешнем рынке заимствованием заниматься. Как будем работать? – требовал ответа Нигматулин. – Никто не спорит, коллеги, для экономики любой страны заимствования бывают необходимы. Но прежде, чем прибегать к новым заимствованиям, надо навести порядок с использованием уже взятых займов. Вы согласны? Согласны. Смотрите, какова сегодня ситуация с освоением уже привлеченных займов. К примеру, в 2017 году МОН в целях реализации проекта «Модернизация среднего образования» заключило соглашение со Всемирным банком на 67 млн долларов. В 2020 году это же министерство инициирует аннулирование части средств этого займа в размере 49,5 млн долларов. Вопрос – тогда зачем занимали такую сумму? Мы же с первых дней тратили госсредства на обслуживание этого займа. Вопрос, конечно, не к нынешнему министру, который, напротив, разобрался, сократил сумму займа и реализовал данный проект за 17,5 млн долларов. То есть, оказывается, можно было уложиться и в эту сумму. Но ведь кто-то организовал этот заем на 50 млн долларов больше, чем требовалось. И такая картина по многим министерствам. Надо делать выводы. Надо, чтобы министры не бегали, не заимствовали деньги у иностранных банков на свое усмотрение».
Отдельно Нурлан Нигматулин обратил внимание на Министерство здравоохранения. Как оказалось, не только журналисты, высказывающие свои претензии на редких брифингах Минздрава, но и депутаты недовольны слабой информационной работой ведомства и непубличностью самого министра.
«Пора вам, уважаемый господин министр, что называется, в народ выйти. Хватит общаться с людьми через постановления санитарного врача. Сходите в больницу, сходите в поликлинику, желательно в районную. Пообщайтесь с людьми, которые там сидят в очередях. Я думаю, вы много узнаете о качестве медицинской помощи. Алексей Владимирович, понимаем, сейчас не просто системе здравоохранения все навалилось. Но, как-то, пора, время растерянности прошло, пора собраться уже. Коммуникации выстроить, не только в том зале, что называется СЦК. Прочитали по бумажке или по суфлеру и пошли, еще на половину вопросов журналистов не отвечаете. Сходите, пообщайтесь с людьми. Мы ради кого работаем? Они же наши избиратели и парламент тоже дал добро. Ну так же надо с избирателями встречаться, надо тоже знать, как они оценивают качество медицинских услуг. Руководство страны вас поддержало, парламент поддержал, средства вам беспрецедентные выделили, работать уже давно пора», – обратился к Алексею Цою председатель Мажилиса.
Фракция «Ак жол»
Позицию фракции озвучил депутат Азат Перуашев. Депутаты поддержали критику коллег и обратили внимание на то, что правительство не использует ряд возможностей для пополнения бюджета. Существенный, по их мнению, резерв кроется в прибыли квазигоссектора.
«По данным Счетного комитета, нацкомпании и квазигоспредприятия направили в прошлом году в бюджет лишь 7% своего дохода. И это при том, что по тем же данным, сумма нарушений в квазигоссекторе – более 380 млрд тенге. Фракция «Ак жол» считает, что если госпредприятие через 3–5 лет после создания так и не вышло на рентабельность, не приносит прибыль государству, то впору ставить вопрос о целесообразности такого предприятия», – заявил Перуашев.
При этом расходы бюджета зачастую вызывают недоумение и возмущение. Перуашев напомнил о «фантастических затратах» акиматов на строительство больниц, стадионов, школ, мусорных полигонов, в 5–6 раз дороже типовых проектов, подчеркнув, что в столичном маслихате только депутаты «Ак жол» голосовали против предложений по строительству школ по 7,5 млрд тенге каждая.
«Считаем, что в нынешней ситуации было бы оправданным решать более злободневные задачи трёхсменных школ в прилегающих сёлах, чем возводить очередные «элитные» учреждения и усиливать социальное неравенство. Ссылки на то, что проекты ГЧП не влекут расходов из бюджета неуместны, так как такие проекты в любом случае реализуются под государственные обязательства и влияют на долг местных органов», – заявил он.
Перуашев напомнил, что в прошлом году «общество было свидетелем удручающего коллапса в сфере здравоохранения, работе Фонда обязательного социального и медицинского страхования, компании «СК-Фармация», многих других связанных ведомств». «От последствий коррупции и непрофессионализма чиновников от медицины пострадали сотни тысяч казахстанцев, умерли более 6,5 тысяч человек, кроме того, так называемая «избыточная смертность» составила ещё около 30 тысяч наших соотечественников. В том числе погибли на боевом посту более 200 медиков, до конца исполнивших свой профессиональный долг», – подчеркнул он.
Депутат выразил соболезнования семьям погибших, поблагодарил волонтеров и врачей, работавших в пандемию, и заявил, что именно солидарность людей, а не работа чиновников, помогает сегодня обществу. «Экономической политике нужна перезагрузка, с опорой не на государственную машину, а на частную инициативу. Наша сила не чиновники, не нацкомпании и не контролёры. Наша сила – это наши люди, предприимчивые и неравнодушные, которые живут, ничего не прося у государства и поддерживая друг друга. Нужно дать возможность им зарабатывать, не мешать делать своё дело и улучшать свою жизнь. Дать доступное фондирование и не «кошмарить» на каждом шагу. (…) Государству и обществу нужно двигаться дальше, как и весь мир. Преодолевать афтершоки пандемии, ликвидировать выявившиеся ошибки. Отказаться от ненужных трат и попыток завалить деньгами бездонные дыры. Пересмотреть приоритеты. Финансировать только то, что будет давать отдачу и приносить прибыль. То, что будет служить национальным интересам, а не чьим-то амбициям или аппетитам», – заявил Перуашев.
Фракция «Народная партия Казахстана»
Озвучивая позицию фракции, депутат Айкын Конуров подчеркнул, что бюджетная политика государства в кризисный год должна была заключаться «в недопущении падения уровня жизни, снижения доступа к социальным услугам, а также в сохранении стабильности экономики». Однако в результате все увидели другое: зависимость экономики страны от сырьевого сектора проявилась во всей остроте и сейчас «Казахстан критически отдалился от цели вхождения в тридцатку наиболее развитых стран мира».
«Мы начали движение в обратном направлении. Ответом кризису… вновь стала девальвация. Мы боролись с кризисом за счет не получающих валютные доходы отраслей и населения. Доля затрат на продовольствие в структуре денежных расходов населения подбирается к рекордной отметке в 54%. Фактически, на плечи населения легли девальвационный и продовольственный налоги. Это усугубилось кризисным положением в двух базовых социальных сферах – образовании и здравоохранении. Произошел рост цен на лекарства, ограничение доступа к медицинским услугам. Существенно ухудшились качество и объем образовательных услуг. Семьи взяли на себя значительные объемы услуг школьного образования, на которые предусмотрено бюджетное финансирование. Все это, по сути, никак не было компенсировано населению», – констатировал Конуров.
Тревожным, по мнению фракции, является и количество получателей адресной социальной помощи. Сейчас это – 936 тысяч человек. «Социально ориентированный бюджет – это не бюджет, посредством которого сотни тысяч человек получают минимальный размер помощи в пределах экономического выживания, – заявил депутат. – Социально ориентированным является бюджет, который создает условия для устойчивого роста производственного сектора экономики и доходов граждан».
Он отметил, что реализация очередной индустриальной пятилетки не принесла качественных изменений в формате работы, и по-прежнему не прослеживается четкого понимания, на каких отраслях будет выстраиваться фундамент новой высокотехнологичной экономики. Депутат привел такие цифры: на технологическое развитие и цифровизацию обрабатывающей промышленности было использовано менее 2 млрд тенге, что меньше бюджета на НИОКР средней частной компании за рубежом. При этом на продвижение товаров – порядка 7,5 млрд тенге, при минимуме вложений в разработку технологий их производства.
«В отчете правительства заявлено о создании 100 тысяч рабочих мест за счет цифровизации, но мы не считаем это достижением. Большая часть рабочих мест была создана в электронной коммерции. Упоминается создание рабочих мест компанией Glovo. Но недавние трудовые конфликты с курьерами этой и аналогичных компаний показали уязвимость, низкое качество подобных рабочих мест и ущербный характер трудовых отношений. Создание правильных рабочих мест за счет цифровизации предполагает развитие отечественной IT-индустрии, новых проектов, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов, высокие доходы, а не генерацию молодых людей с сумками для еды за спиной», – заявил депутат.
Источник фото: https://www.inform.kz
Фракция Nur Otan
Недостатков в работе правительства депутаты обнаружили немало. Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин в связи с этим подчеркнул, что несмотря на объективные трудности, увы, не обошлось и без объективных промахов. «Турбулентность мировой экономики, пандемия коронавируса – все это потребовало наращивания расходов государственного бюджета. В нашей стране были приняты беспрецедентные антикризисные меры для защиты казахстанцев. Дополнительно выделенные бюджетные средства, необходимые законодательные меры – все это позволило выполнить все социальные обязательства и поддержать отечественную экономику. Вместе с тем все еще актуальными остаются недостаточная рациональность, результативность и эффективность освоения бюджетных средств. В этом вопросе только системный подход к решению проблем позволит полноценно выполнить все задачи, поставленные руководством страны по повышению качества жизни наших граждан», – заявил он.
В числе «адресных претензий» депутатов – это чрезмерное, по их мнению, увлечение правительства заимствованиями. В парламенте неоднократно звучала критика из-за размера внешнего долга страны. Также депутатам не нравится ставшее уже традиционным привлечение трансфертов из Национального фонда.
«Мы же не можем постоянно в Нацфонд лазить, не можем все время на внешнем рынке заимствованием заниматься. Как будем работать? – требовал ответа Нигматулин. – Никто не спорит, коллеги, для экономики любой страны заимствования бывают необходимы. Но прежде, чем прибегать к новым заимствованиям, надо навести порядок с использованием уже взятых займов. Вы согласны? Согласны. Смотрите, какова сегодня ситуация с освоением уже привлеченных займов. К примеру, в 2017 году МОН в целях реализации проекта «Модернизация среднего образования» заключило соглашение со Всемирным банком на 67 млн долларов. В 2020 году это же министерство инициирует аннулирование части средств этого займа в размере 49,5 млн долларов. Вопрос – тогда зачем занимали такую сумму? Мы же с первых дней тратили госсредства на обслуживание этого займа. Вопрос, конечно, не к нынешнему министру, который, напротив, разобрался, сократил сумму займа и реализовал данный проект за 17,5 млн долларов. То есть, оказывается, можно было уложиться и в эту сумму. Но ведь кто-то организовал этот заем на 50 млн долларов больше, чем требовалось. И такая картина по многим министерствам. Надо делать выводы. Надо, чтобы министры не бегали, не заимствовали деньги у иностранных банков на свое усмотрение».
Отдельно Нурлан Нигматулин обратил внимание на Министерство здравоохранения. Как оказалось, не только журналисты, высказывающие свои претензии на редких брифингах Минздрава, но и депутаты недовольны слабой информационной работой ведомства и непубличностью самого министра.
«Пора вам, уважаемый господин министр, что называется, в народ выйти. Хватит общаться с людьми через постановления санитарного врача. Сходите в больницу, сходите в поликлинику, желательно в районную. Пообщайтесь с людьми, которые там сидят в очередях. Я думаю, вы много узнаете о качестве медицинской помощи. Алексей Владимирович, понимаем, сейчас не просто системе здравоохранения все навалилось. Но, как-то, пора, время растерянности прошло, пора собраться уже. Коммуникации выстроить, не только в том зале, что называется СЦК. Прочитали по бумажке или по суфлеру и пошли, еще на половину вопросов журналистов не отвечаете. Сходите, пообщайтесь с людьми. Мы ради кого работаем? Они же наши избиратели и парламент тоже дал добро. Ну так же надо с избирателями встречаться, надо тоже знать, как они оценивают качество медицинских услуг. Руководство страны вас поддержало, парламент поддержал, средства вам беспрецедентные выделили, работать уже давно пора», – обратился к Алексею Цою председатель Мажилиса.
Фракция «Ак жол»
Позицию фракции озвучил депутат Азат Перуашев. Депутаты поддержали критику коллег и обратили внимание на то, что правительство не использует ряд возможностей для пополнения бюджета. Существенный, по их мнению, резерв кроется в прибыли квазигоссектора.
«По данным Счетного комитета, нацкомпании и квазигоспредприятия направили в прошлом году в бюджет лишь 7% своего дохода. И это при том, что по тем же данным, сумма нарушений в квазигоссекторе – более 380 млрд тенге. Фракция «Ак жол» считает, что если госпредприятие через 3–5 лет после создания так и не вышло на рентабельность, не приносит прибыль государству, то впору ставить вопрос о целесообразности такого предприятия», – заявил Перуашев.
При этом расходы бюджета зачастую вызывают недоумение и возмущение. Перуашев напомнил о «фантастических затратах» акиматов на строительство больниц, стадионов, школ, мусорных полигонов, в 5–6 раз дороже типовых проектов, подчеркнув, что в столичном маслихате только депутаты «Ак жол» голосовали против предложений по строительству школ по 7,5 млрд тенге каждая.
«Считаем, что в нынешней ситуации было бы оправданным решать более злободневные задачи трёхсменных школ в прилегающих сёлах, чем возводить очередные «элитные» учреждения и усиливать социальное неравенство. Ссылки на то, что проекты ГЧП не влекут расходов из бюджета неуместны, так как такие проекты в любом случае реализуются под государственные обязательства и влияют на долг местных органов», – заявил он.
Перуашев напомнил, что в прошлом году «общество было свидетелем удручающего коллапса в сфере здравоохранения, работе Фонда обязательного социального и медицинского страхования, компании «СК-Фармация», многих других связанных ведомств». «От последствий коррупции и непрофессионализма чиновников от медицины пострадали сотни тысяч казахстанцев, умерли более 6,5 тысяч человек, кроме того, так называемая «избыточная смертность» составила ещё около 30 тысяч наших соотечественников. В том числе погибли на боевом посту более 200 медиков, до конца исполнивших свой профессиональный долг», – подчеркнул он.
Депутат выразил соболезнования семьям погибших, поблагодарил волонтеров и врачей, работавших в пандемию, и заявил, что именно солидарность людей, а не работа чиновников, помогает сегодня обществу. «Экономической политике нужна перезагрузка, с опорой не на государственную машину, а на частную инициативу. Наша сила не чиновники, не нацкомпании и не контролёры. Наша сила – это наши люди, предприимчивые и неравнодушные, которые живут, ничего не прося у государства и поддерживая друг друга. Нужно дать возможность им зарабатывать, не мешать делать своё дело и улучшать свою жизнь. Дать доступное фондирование и не «кошмарить» на каждом шагу. (…) Государству и обществу нужно двигаться дальше, как и весь мир. Преодолевать афтершоки пандемии, ликвидировать выявившиеся ошибки. Отказаться от ненужных трат и попыток завалить деньгами бездонные дыры. Пересмотреть приоритеты. Финансировать только то, что будет давать отдачу и приносить прибыль. То, что будет служить национальным интересам, а не чьим-то амбициям или аппетитам», – заявил Перуашев.
Фракция «Народная партия Казахстана»
Озвучивая позицию фракции, депутат Айкын Конуров подчеркнул, что бюджетная политика государства в кризисный год должна была заключаться «в недопущении падения уровня жизни, снижения доступа к социальным услугам, а также в сохранении стабильности экономики». Однако в результате все увидели другое: зависимость экономики страны от сырьевого сектора проявилась во всей остроте и сейчас «Казахстан критически отдалился от цели вхождения в тридцатку наиболее развитых стран мира».
«Мы начали движение в обратном направлении. Ответом кризису… вновь стала девальвация. Мы боролись с кризисом за счет не получающих валютные доходы отраслей и населения. Доля затрат на продовольствие в структуре денежных расходов населения подбирается к рекордной отметке в 54%. Фактически, на плечи населения легли девальвационный и продовольственный налоги. Это усугубилось кризисным положением в двух базовых социальных сферах – образовании и здравоохранении. Произошел рост цен на лекарства, ограничение доступа к медицинским услугам. Существенно ухудшились качество и объем образовательных услуг. Семьи взяли на себя значительные объемы услуг школьного образования, на которые предусмотрено бюджетное финансирование. Все это, по сути, никак не было компенсировано населению», – констатировал Конуров.
Тревожным, по мнению фракции, является и количество получателей адресной социальной помощи. Сейчас это – 936 тысяч человек. «Социально ориентированный бюджет – это не бюджет, посредством которого сотни тысяч человек получают минимальный размер помощи в пределах экономического выживания, – заявил депутат. – Социально ориентированным является бюджет, который создает условия для устойчивого роста производственного сектора экономики и доходов граждан».
Он отметил, что реализация очередной индустриальной пятилетки не принесла качественных изменений в формате работы, и по-прежнему не прослеживается четкого понимания, на каких отраслях будет выстраиваться фундамент новой высокотехнологичной экономики. Депутат привел такие цифры: на технологическое развитие и цифровизацию обрабатывающей промышленности было использовано менее 2 млрд тенге, что меньше бюджета на НИОКР средней частной компании за рубежом. При этом на продвижение товаров – порядка 7,5 млрд тенге, при минимуме вложений в разработку технологий их производства.
«В отчете правительства заявлено о создании 100 тысяч рабочих мест за счет цифровизации, но мы не считаем это достижением. Большая часть рабочих мест была создана в электронной коммерции. Упоминается создание рабочих мест компанией Glovo. Но недавние трудовые конфликты с курьерами этой и аналогичных компаний показали уязвимость, низкое качество подобных рабочих мест и ущербный характер трудовых отношений. Создание правильных рабочих мест за счет цифровизации предполагает развитие отечественной IT-индустрии, новых проектов, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов, высокие доходы, а не генерацию молодых людей с сумками для еды за спиной», – заявил депутат.