The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Политика

09.06.2021 г.

Политика
09.06.2021 г.
grafic 2216

Что волнует депутатов?

На пленарном заседании Мажилиса 9 июня депутатские запросы не озвучивались. Почти все пленарное заседание мажилисмены посвятили обсуждению отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год. The Pulse приводит наиболее яркие высказывания депутатов трех фракций.

Источник фото: https://www.inform.kz

Фракция Nur Otan

Недостатков в работе правительства депутаты обнаружили немало. Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин в связи с этим подчеркнул, что несмотря на объективные трудности, увы, не обошлось и без объективных промахов. «Турбулентность мировой экономики, пандемия коронавируса – все это потребовало наращивания расходов государственного бюджета. В нашей стране были приняты беспрецедентные антикризисные меры для защиты казахстанцев. Дополнительно выделенные бюджетные средства, необходимые законодательные меры – все это позволило выполнить все социальные обязательства и поддержать отечественную экономику. Вместе с тем все еще актуальными остаются недостаточная рациональность, результативность и эффективность освоения бюджетных средств. В этом вопросе только системный подход к решению проблем позволит полноценно выполнить все задачи, поставленные руководством страны по повышению качества жизни наших граждан», – заявил он.

В числе «адресных претензий» депутатов – это чрезмерное, по их мнению, увлечение правительства заимствованиями. В парламенте неоднократно звучала критика из-за размера внешнего долга страны. Также депутатам не нравится ставшее уже традиционным привлечение трансфертов из Национального фонда.

«Мы же не можем постоянно в Нацфонд лазить, не можем все время на внешнем рынке заимствованием заниматься. Как будем работать? – требовал ответа Нигматулин. – Никто не спорит, коллеги, для экономики любой страны заимствования бывают необходимы. Но прежде, чем прибегать к новым заимствованиям, надо навести порядок с использованием уже взятых займов. Вы согласны? Согласны. Смотрите, какова сегодня ситуация с освоением уже привлеченных займов. К примеру, в 2017 году МОН в целях реализации проекта «Модернизация среднего образования» заключило соглашение со Всемирным банком на 67 млн долларов. В 2020 году это же министерство инициирует аннулирование части средств этого займа в размере 49,5 млн долларов. Вопрос – тогда зачем занимали такую сумму? Мы же с первых дней тратили госсредства на обслуживание этого займа. Вопрос, конечно, не к нынешнему министру, который, напротив, разобрался, сократил сумму займа и реализовал данный проект за 17,5 млн долларов. То есть, оказывается, можно было уложиться и в эту сумму. Но ведь кто-то организовал этот заем на 50 млн долларов больше, чем требовалось. И такая картина по многим министерствам. Надо делать выводы. Надо, чтобы министры не бегали, не заимствовали деньги у иностранных банков на свое усмотрение».

Отдельно Нурлан Нигматулин обратил внимание на Министерство здравоохранения. Как оказалось, не только журналисты, высказывающие свои претензии на редких брифингах Минздрава, но и депутаты недовольны слабой информационной работой ведомства и непубличностью самого министра.

«Пора вам, уважаемый господин министр, что называется, в народ выйти. Хватит общаться с людьми через постановления санитарного врача. Сходите в больницу, сходите в поликлинику, желательно в районную. Пообщайтесь с людьми, которые там сидят в очередях. Я думаю, вы много узнаете о качестве медицинской помощи. Алексей Владимирович, понимаем, сейчас не просто системе здравоохранения все навалилось. Но, как-то, пора, время растерянности прошло, пора собраться уже. Коммуникации выстроить, не только в том зале, что называется СЦК. Прочитали по бумажке или по суфлеру и пошли, еще на половину вопросов журналистов не отвечаете. Сходите, пообщайтесь с людьми. Мы ради кого работаем? Они же наши избиратели и парламент тоже дал добро. Ну так же надо с избирателями встречаться, надо тоже знать, как они оценивают качество медицинских услуг. Руководство страны вас поддержало, парламент поддержал, средства вам беспрецедентные выделили, работать уже давно пора», – обратился к Алексею Цою председатель Мажилиса.

Фракция «Ак жол»

Позицию фракции озвучил депутат Азат Перуашев. Депутаты поддержали критику коллег и обратили внимание на то, что правительство не использует ряд возможностей для пополнения бюджета. Существенный, по их мнению, резерв кроется в прибыли квазигоссектора.
«По данным Счетного комитета, нацкомпании и квазигоспредприятия направили в прошлом году в бюджет лишь 7% своего дохода. И это при том, что по тем же данным, сумма нарушений в квазигоссекторе – более 380 млрд тенге.  Фракция «Ак жол» считает, что если госпредприятие через 3–5 лет после создания так и не вышло на рентабельность, не приносит прибыль государству, то впору ставить вопрос о целесообразности такого предприятия», – заявил Перуашев.

При этом расходы бюджета зачастую вызывают недоумение и возмущение. Перуашев напомнил о «фантастических затратах» акиматов на строительство больниц, стадионов, школ, мусорных полигонов, в 5–6 раз дороже типовых проектов, подчеркнув, что в столичном маслихате только депутаты «Ак жол» голосовали против предложений по строительству школ по 7,5 млрд тенге каждая.

«Считаем, что в нынешней ситуации было бы оправданным решать более злободневные задачи трёхсменных школ в прилегающих сёлах, чем возводить очередные «элитные» учреждения и усиливать социальное неравенство. Ссылки на то, что проекты ГЧП не влекут расходов из бюджета неуместны, так как такие проекты в любом случае реализуются под государственные обязательства и влияют на долг местных органов», – заявил он.

Перуашев напомнил, что в прошлом году «общество было свидетелем удручающего коллапса в сфере здравоохранения, работе Фонда обязательного социального и медицинского страхования, компании «СК-Фармация», многих других связанных ведомств». «От последствий коррупции и непрофессионализма чиновников от медицины пострадали сотни тысяч казахстанцев, умерли более 6,5 тысяч человек, кроме того, так называемая «избыточная смертность» составила ещё около 30 тысяч наших соотечественников. В том числе погибли на боевом посту более 200 медиков, до конца исполнивших свой профессиональный долг», – подчеркнул он.

Депутат выразил соболезнования семьям погибших, поблагодарил волонтеров и врачей, работавших в пандемию, и заявил, что именно солидарность людей, а не работа чиновников, помогает сегодня обществу. «Экономической политике нужна перезагрузка, с опорой не на государственную машину, а на частную инициативу. Наша сила не чиновники, не нацкомпании и не контролёры. Наша сила – это наши люди, предприимчивые и неравнодушные, которые живут, ничего не прося у государства и поддерживая друг друга. Нужно дать возможность им зарабатывать, не мешать делать своё дело и улучшать свою жизнь. Дать доступное фондирование и не «кошмарить» на каждом шагу. (…) Государству и обществу нужно двигаться дальше, как и весь мир. Преодолевать афтершоки пандемии, ликвидировать выявившиеся ошибки. Отказаться от ненужных трат и попыток завалить деньгами бездонные дыры. Пересмотреть приоритеты. Финансировать только то, что будет давать отдачу и приносить прибыль. То, что будет служить национальным интересам, а не чьим-то амбициям или аппетитам», – заявил Перуашев.

Фракция « Народная партия Казахстана»

Озвучивая позицию фракции, депутат Айкын Конуров подчеркнул, что бюджетная политика государства в кризисный год должна была заключаться «в недопущении падения уровня жизни, снижения доступа к социальным услугам, а также в сохранении стабильности экономики». Однако в результате все увидели другое: зависимость экономики страны от сырьевого сектора проявилась во всей остроте и сейчас «Казахстан критически отдалился от цели вхождения в тридцатку наиболее развитых стран мира».

«Мы начали движение в обратном направлении. Ответом кризису… вновь стала девальвация. Мы боролись с кризисом за счет не получающих валютные доходы отраслей и населения. Доля затрат на продовольствие в структуре денежных расходов населения подбирается к рекордной отметке в 54%. Фактически, на плечи населения легли девальвационный и продовольственный налоги. Это усугубилось кризисным положением в двух базовых социальных сферах – образовании и здравоохранении. Произошел рост цен на лекарства, ограничение доступа к медицинским услугам. Существенно ухудшились качество и объем образовательных услуг. Семьи взяли на себя значительные объемы услуг школьного образования, на которые предусмотрено бюджетное финансирование. Все это, по сути, никак не было компенсировано населению», – констатировал Конуров.

Тревожным, по мнению фракции, является и количество получателей адресной социальной помощи. Сейчас это – 936 тысяч человек. «Социально ориентированный бюджет – это не бюджет, посредством которого сотни тысяч человек получают минимальный размер помощи в пределах экономического выживания, – заявил депутат. – Социально ориентированным является бюджет, который создает условия для устойчивого роста производственного сектора экономики и доходов граждан».

Он отметил, что реализация очередной индустриальной пятилетки не принесла качественных изменений в формате работы, и по-прежнему не прослеживается четкого понимания, на каких отраслях будет выстраиваться фундамент новой высокотехнологичной экономики. Депутат привел такие цифры: на технологическое развитие и цифровизацию обрабатывающей промышленности было использовано менее 2 млрд тенге, что меньше бюджета на НИОКР средней частной компании за рубежом. При этом на продвижение товаров – порядка 7,5 млрд тенге, при минимуме вложений в разработку технологий их производства.

«В отчете правительства заявлено о создании 100 тысяч рабочих мест за счет цифровизации, но мы не считаем это достижением. Большая часть рабочих мест была создана в электронной коммерции. Упоминается создание рабочих мест компанией Glovo. Но недавние трудовые конфликты с курьерами этой и аналогичных компаний показали уязвимость, низкое качество подобных рабочих мест и ущербный характер трудовых отношений. Создание правильных рабочих мест за счет цифровизации предполагает развитие отечественной IT-индустрии, новых проектов, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов, высокие доходы, а не генерацию молодых людей с сумками для еды за спиной», – заявил депутат.

 

Источник фото: https://www.inform.kz

Фракция Nur Otan

Недостатков в работе правительства депутаты обнаружили немало. Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин в связи с этим подчеркнул, что несмотря на объективные трудности, увы, не обошлось и без объективных промахов. «Турбулентность мировой экономики, пандемия коронавируса – все это потребовало наращивания расходов государственного бюджета. В нашей стране были приняты беспрецедентные антикризисные меры для защиты казахстанцев. Дополнительно выделенные бюджетные средства, необходимые законодательные меры – все это позволило выполнить все социальные обязательства и поддержать отечественную экономику. Вместе с тем все еще актуальными остаются недостаточная рациональность, результативность и эффективность освоения бюджетных средств. В этом вопросе только системный подход к решению проблем позволит полноценно выполнить все задачи, поставленные руководством страны по повышению качества жизни наших граждан», – заявил он.

В числе «адресных претензий» депутатов – это чрезмерное, по их мнению, увлечение правительства заимствованиями. В парламенте неоднократно звучала критика из-за размера внешнего долга страны. Также депутатам не нравится ставшее уже традиционным привлечение трансфертов из Национального фонда.

«Мы же не можем постоянно в Нацфонд лазить, не можем все время на внешнем рынке заимствованием заниматься. Как будем работать? – требовал ответа Нигматулин. – Никто не спорит, коллеги, для экономики любой страны заимствования бывают необходимы. Но прежде, чем прибегать к новым заимствованиям, надо навести порядок с использованием уже взятых займов. Вы согласны? Согласны. Смотрите, какова сегодня ситуация с освоением уже привлеченных займов. К примеру, в 2017 году МОН в целях реализации проекта «Модернизация среднего образования» заключило соглашение со Всемирным банком на 67 млн долларов. В 2020 году это же министерство инициирует аннулирование части средств этого займа в размере 49,5 млн долларов. Вопрос – тогда зачем занимали такую сумму? Мы же с первых дней тратили госсредства на обслуживание этого займа. Вопрос, конечно, не к нынешнему министру, который, напротив, разобрался, сократил сумму займа и реализовал данный проект за 17,5 млн долларов. То есть, оказывается, можно было уложиться и в эту сумму. Но ведь кто-то организовал этот заем на 50 млн долларов больше, чем требовалось. И такая картина по многим министерствам. Надо делать выводы. Надо, чтобы министры не бегали, не заимствовали деньги у иностранных банков на свое усмотрение».

Отдельно Нурлан Нигматулин обратил внимание на Министерство здравоохранения. Как оказалось, не только журналисты, высказывающие свои претензии на редких брифингах Минздрава, но и депутаты недовольны слабой информационной работой ведомства и непубличностью самого министра.

«Пора вам, уважаемый господин министр, что называется, в народ выйти. Хватит общаться с людьми через постановления санитарного врача. Сходите в больницу, сходите в поликлинику, желательно в районную. Пообщайтесь с людьми, которые там сидят в очередях. Я думаю, вы много узнаете о качестве медицинской помощи. Алексей Владимирович, понимаем, сейчас не просто системе здравоохранения все навалилось. Но, как-то, пора, время растерянности прошло, пора собраться уже. Коммуникации выстроить, не только в том зале, что называется СЦК. Прочитали по бумажке или по суфлеру и пошли, еще на половину вопросов журналистов не отвечаете. Сходите, пообщайтесь с людьми. Мы ради кого работаем? Они же наши избиратели и парламент тоже дал добро. Ну так же надо с избирателями встречаться, надо тоже знать, как они оценивают качество медицинских услуг. Руководство страны вас поддержало, парламент поддержал, средства вам беспрецедентные выделили, работать уже давно пора», – обратился к Алексею Цою председатель Мажилиса.

Фракция «Ак жол»

Позицию фракции озвучил депутат Азат Перуашев. Депутаты поддержали критику коллег и обратили внимание на то, что правительство не использует ряд возможностей для пополнения бюджета. Существенный, по их мнению, резерв кроется в прибыли квазигоссектора.
«По данным Счетного комитета, нацкомпании и квазигоспредприятия направили в прошлом году в бюджет лишь 7% своего дохода. И это при том, что по тем же данным, сумма нарушений в квазигоссекторе – более 380 млрд тенге.  Фракция «Ак жол» считает, что если госпредприятие через 3–5 лет после создания так и не вышло на рентабельность, не приносит прибыль государству, то впору ставить вопрос о целесообразности такого предприятия», – заявил Перуашев.

При этом расходы бюджета зачастую вызывают недоумение и возмущение. Перуашев напомнил о «фантастических затратах» акиматов на строительство больниц, стадионов, школ, мусорных полигонов, в 5–6 раз дороже типовых проектов, подчеркнув, что в столичном маслихате только депутаты «Ак жол» голосовали против предложений по строительству школ по 7,5 млрд тенге каждая.

«Считаем, что в нынешней ситуации было бы оправданным решать более злободневные задачи трёхсменных школ в прилегающих сёлах, чем возводить очередные «элитные» учреждения и усиливать социальное неравенство. Ссылки на то, что проекты ГЧП не влекут расходов из бюджета неуместны, так как такие проекты в любом случае реализуются под государственные обязательства и влияют на долг местных органов», – заявил он.

Перуашев напомнил, что в прошлом году «общество было свидетелем удручающего коллапса в сфере здравоохранения, работе Фонда обязательного социального и медицинского страхования, компании «СК-Фармация», многих других связанных ведомств». «От последствий коррупции и непрофессионализма чиновников от медицины пострадали сотни тысяч казахстанцев, умерли более 6,5 тысяч человек, кроме того, так называемая «избыточная смертность» составила ещё около 30 тысяч наших соотечественников. В том числе погибли на боевом посту более 200 медиков, до конца исполнивших свой профессиональный долг», – подчеркнул он.

Депутат выразил соболезнования семьям погибших, поблагодарил волонтеров и врачей, работавших в пандемию, и заявил, что именно солидарность людей, а не работа чиновников, помогает сегодня обществу. «Экономической политике нужна перезагрузка, с опорой не на государственную машину, а на частную инициативу. Наша сила не чиновники, не нацкомпании и не контролёры. Наша сила – это наши люди, предприимчивые и неравнодушные, которые живут, ничего не прося у государства и поддерживая друг друга. Нужно дать возможность им зарабатывать, не мешать делать своё дело и улучшать свою жизнь. Дать доступное фондирование и не «кошмарить» на каждом шагу. (…) Государству и обществу нужно двигаться дальше, как и весь мир. Преодолевать афтершоки пандемии, ликвидировать выявившиеся ошибки. Отказаться от ненужных трат и попыток завалить деньгами бездонные дыры. Пересмотреть приоритеты. Финансировать только то, что будет давать отдачу и приносить прибыль. То, что будет служить национальным интересам, а не чьим-то амбициям или аппетитам», – заявил Перуашев.

Фракция « Народная партия Казахстана»

Озвучивая позицию фракции, депутат Айкын Конуров подчеркнул, что бюджетная политика государства в кризисный год должна была заключаться «в недопущении падения уровня жизни, снижения доступа к социальным услугам, а также в сохранении стабильности экономики». Однако в результате все увидели другое: зависимость экономики страны от сырьевого сектора проявилась во всей остроте и сейчас «Казахстан критически отдалился от цели вхождения в тридцатку наиболее развитых стран мира».

«Мы начали движение в обратном направлении. Ответом кризису… вновь стала девальвация. Мы боролись с кризисом за счет не получающих валютные доходы отраслей и населения. Доля затрат на продовольствие в структуре денежных расходов населения подбирается к рекордной отметке в 54%. Фактически, на плечи населения легли девальвационный и продовольственный налоги. Это усугубилось кризисным положением в двух базовых социальных сферах – образовании и здравоохранении. Произошел рост цен на лекарства, ограничение доступа к медицинским услугам. Существенно ухудшились качество и объем образовательных услуг. Семьи взяли на себя значительные объемы услуг школьного образования, на которые предусмотрено бюджетное финансирование. Все это, по сути, никак не было компенсировано населению», – констатировал Конуров.

Тревожным, по мнению фракции, является и количество получателей адресной социальной помощи. Сейчас это – 936 тысяч человек. «Социально ориентированный бюджет – это не бюджет, посредством которого сотни тысяч человек получают минимальный размер помощи в пределах экономического выживания, – заявил депутат. – Социально ориентированным является бюджет, который создает условия для устойчивого роста производственного сектора экономики и доходов граждан».

Он отметил, что реализация очередной индустриальной пятилетки не принесла качественных изменений в формате работы, и по-прежнему не прослеживается четкого понимания, на каких отраслях будет выстраиваться фундамент новой высокотехнологичной экономики. Депутат привел такие цифры: на технологическое развитие и цифровизацию обрабатывающей промышленности было использовано менее 2 млрд тенге, что меньше бюджета на НИОКР средней частной компании за рубежом. При этом на продвижение товаров – порядка 7,5 млрд тенге, при минимуме вложений в разработку технологий их производства.

«В отчете правительства заявлено о создании 100 тысяч рабочих мест за счет цифровизации, но мы не считаем это достижением. Большая часть рабочих мест была создана в электронной коммерции. Упоминается создание рабочих мест компанией Glovo. Но недавние трудовые конфликты с курьерами этой и аналогичных компаний показали уязвимость, низкое качество подобных рабочих мест и ущербный характер трудовых отношений. Создание правильных рабочих мест за счет цифровизации предполагает развитие отечественной IT-индустрии, новых проектов, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов, высокие доходы, а не генерацию молодых людей с сумками для еды за спиной», – заявил депутат.

 

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.


ЕЩЕ