The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Бизнес

10.03.2021 г.

Бизнес
10.03.2021 г.
grafic 15361

АО «Центр транспортного сервиса», являясь одним из крупнейших владельцев подъездных путей, продолжает «стричь» грузоотправителей

The Pulse попытался выяснить, кто зарабатывает на этом.

Эпоха государства

Многочисленные реорганизации внутри национального оператора железных дорог — АО НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) — привели к тому, что на этом рынке появилось множество частных компаний, каждая из которых получила кусочек от большого «железного» пирога.

Если задуматься об истории компании ЦТС, то впервые она была создана как «дочка» КТЖ в 1997 году. Решение принимало тогда еще республиканское госпредприятие «Қазақстан темiр жолы» на основании правительственных решений, связанных с реорганизацией «КТЖ». Тогда юридически ЦТС являлся открытым акционерным обществом, статус которого потерял в 2004 году, став просто акционерным обществом. Следующие почти шесть лет название компании несколько раз упоминалось в различных программных документах.

Решение о том, что АО «ЦТС» будут переданы все подъездные пути, не участвующие в магистральных железнодорожных перевозках, было принято в рамках программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004–2006 годы. В этот период стало ясно, что ЦТС станет оператором подъездных путей. Тогда же в документе прописали, что работать АО будет, «оказывая на равных условиях услуги по предоставлению подъездных путей, использующихся несколькими грузоотправителями».

В стратегическом плане Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2009–2011 годы было прописано, что АО «ЦТС», наряду с несколькими другими подразделениями «Қазақстан темiр жолы», останется в составе нацкомпании.

Чуть позднее АО «ЦТС» упоминается в государственной программе по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан 2010–2014 годов. Согласно этому документу, АО «Центр транспортного сервиса» и вовсе должны были ликвидировать.

«Кроме совершенствования нормативной правовой базы будет произведен ряд структурных преобразований: 1) Подъездные пути, принадлежащие АО «НК «КТЖ» и АО «Центр транспортного сервиса», не связанные с деятельностью МЖС (магистральной железнодорожной сети —  прим. авт.), будут реализованы в установленном законодательством порядке. В дальнейшем АО «Центр транспортного сервиса» будет ликвидировано...», — сказано в документе.

Эпоха частника

Однако уже 4 марта 2015 года АО «ЦТС» ушло с молотка. Этот кусок от большого железнодорожного пирога в виде подъездных путей продали частным инвесторам за 1,7 млрд тенге. Стартовали торги с одного млрд тенге. Единоличным владельцем огромного хозяйства стало ТОО «Темір Триумф», которое первичную регистрацию прошло в январе 2014 года.

Стоит признать, что суммы налогов, которые компания стала отчислять в бюджет начиная с 2015 года как минимум в два раза больше тех сумм, что АО платило в предыдущую пятилетку. Речь идет в среднем о 43 млн тенге ежегодно в 2016–2020 годах против 15 млн тенге в 2010–2014 годах.

Однако, такой скачок вполне объясним: тарифы на услуги компании выросли. Причем они были утверждены антимонопольным ведомством. И дальнейшее введение компенсирующих тарифов особой роли не сыграло. Один из таких тарифов действовал с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года. Однако, по признанию участников рынка, тариф был снижен незначительно.

Во всей этой истории с передачей подъездных путей в частные руки интересно другое. В списке учредителей ТОО «Темір Триумф» три пункта: MOYENNE INVESTMENTS GROUP LTD, Мейрбеков Сакен Маралбекович и Мухамеджанулы Марат. Найти информацию о MOYENNE INVESTMENTS GROUP LTD в открытых источниках не удалось. Нет данных о компании и в государственных базах.

«Запрос отвергнут государственным органом. Причина: Субъект с указанным БИН является Нерезидентом РК, а сведения предоставляются только по субъектам, зарегистрированным Министерством юстиции РК на территории Республики Казахстан», — говорится в ответе egov.kz.

Внушительные суммы, оплаченные за пользование когда-то государственным имуществом, получает главным офшор.

Отметим, что АО «Центр транспортного сервиса» не раз оказывался в эпицентре скандала.

Эпоха государства

Многочисленные реорганизации внутри национального оператора железных дорог — АО НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) — привели к тому, что на этом рынке появилось множество частных компаний, каждая из которых получила кусочек от большого «железного» пирога.

Если задуматься об истории компании ЦТС, то впервые она была создана как «дочка» КТЖ в 1997 году. Решение принимало тогда еще республиканское госпредприятие «Қазақстан темiр жолы» на основании правительственных решений, связанных с реорганизацией «КТЖ». Тогда юридически ЦТС являлся открытым акционерным обществом, статус которого потерял в 2004 году, став просто акционерным обществом. Следующие почти шесть лет название компании несколько раз упоминалось в различных программных документах.

Решение о том, что АО «ЦТС» будут переданы все подъездные пути, не участвующие в магистральных железнодорожных перевозках, было принято в рамках программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004–2006 годы. В этот период стало ясно, что ЦТС станет оператором подъездных путей. Тогда же в документе прописали, что работать АО будет, «оказывая на равных условиях услуги по предоставлению подъездных путей, использующихся несколькими грузоотправителями».

В стратегическом плане Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2009–2011 годы было прописано, что АО «ЦТС», наряду с несколькими другими подразделениями «Қазақстан темiр жолы», останется в составе нацкомпании.

Чуть позднее АО «ЦТС» упоминается в государственной программе по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан 2010–2014 годов. Согласно этому документу, АО «Центр транспортного сервиса» и вовсе должны были ликвидировать.

«Кроме совершенствования нормативной правовой базы будет произведен ряд структурных преобразований: 1) Подъездные пути, принадлежащие АО «НК «КТЖ» и АО «Центр транспортного сервиса», не связанные с деятельностью МЖС (магистральной железнодорожной сети —  прим. авт.), будут реализованы в установленном законодательством порядке. В дальнейшем АО «Центр транспортного сервиса» будет ликвидировано...», — сказано в документе.

Эпоха частника

Однако уже 4 марта 2015 года АО «ЦТС» ушло с молотка. Этот кусок от большого железнодорожного пирога в виде подъездных путей продали частным инвесторам за 1,7 млрд тенге. Стартовали торги с одного млрд тенге. Единоличным владельцем огромного хозяйства стало ТОО «Темір Триумф», которое первичную регистрацию прошло в январе 2014 года.

Стоит признать, что суммы налогов, которые компания стала отчислять в бюджет начиная с 2015 года как минимум в два раза больше тех сумм, что АО платило в предыдущую пятилетку. Речь идет в среднем о 43 млн тенге ежегодно в 2016–2020 годах против 15 млн тенге в 2010–2014 годах.

Однако, такой скачок вполне объясним: тарифы на услуги компании выросли. Причем они были утверждены антимонопольным ведомством. И дальнейшее введение компенсирующих тарифов особой роли не сыграло. Один из таких тарифов действовал с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года. Однако, по признанию участников рынка, тариф был снижен незначительно.

Во всей этой истории с передачей подъездных путей в частные руки интересно другое. В списке учредителей ТОО «Темір Триумф» три пункта: MOYENNE INVESTMENTS GROUP LTD, Мейрбеков Сакен Маралбекович и Мухамеджанулы Марат. Найти информацию о MOYENNE INVESTMENTS GROUP LTD в открытых источниках не удалось. Нет данных о компании и в государственных базах.

«Запрос отвергнут государственным органом. Причина: Субъект с указанным БИН является Нерезидентом РК, а сведения предоставляются только по субъектам, зарегистрированным Министерством юстиции РК на территории Республики Казахстан», — говорится в ответе egov.kz.

Внушительные суммы, оплаченные за пользование когда-то государственным имуществом, получает главным офшор.

Отметим, что АО «Центр транспортного сервиса» не раз оказывался в эпицентре скандала.

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.


ЕЩЕ