The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Бизнес

29.01.2021 г.

Бизнес
29.01.2021 г.
grafic 8433

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».

Это может произойти независимо от самочувствия бизнеса от ковид-эффектов, ведь регулирование инициировано на глобальном уровне.

ВОЗ уже несколько лет настаивает на полном исключении трансжирных кислот (ТЖК) из национальных систем продовольственного снабжения. Так, принятый «Пакет мер по исключению промышленно производимых трансжирных кислот из состава пищевой продукции во всем мире» (REPLACE trans fat) предусматривает отказ от трансжиров уже в 2023 году.

Из шести направлений этой инициативы ВОЗ, первое – Review или «изучение источников промышленно производимых ТЖК в рационе и анализ текущей ситуации с точки зрения необходимых изменений в политике» в Казахстане уже осуществляется (о чем ниже). Следующими выступят уже Legislate («внедрение мер регулирования»), Assess («оценка и мониторинг содержания ТЖК»), Enforce («контроль за соблюдением принципов политики и мер регулирования»).

В статье использованы данные исследования «Проект FEEDcities.Среда питания в городах Восточной Европы и Центральной Азии – Казахстан» (февраль 2019 года), взятого с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ (www.euro.who.int).

В рассматриваемом в данной статье исследовании представлены результаты обзора среды питания городского населения в рамках проекта FEEDcities – Восточная Европа и Центральная Азия, проведенного в Алматы, Актау, Кызылорде с июля по август 2017 года.

Исследование было проведено в рамках двустороннего партнерства между ВОЗ и Институтом общественного здравоохранения Университета Порту в сотрудничестве его факультетами. Оно финансировалось в рамках двухгодичного соглашения о сотрудничестве и совместных программ между правительством Казахстана и ООН, за счет добровольного взноса Министерства здравоохранения РФ и проекта «Блумберг Фалинтропис» Resolve to Save Lives. Сбор данных в полевых условиях проведен сотрудниками Казахской академии питания. Методическое сопровождение полевых работ провели Inês Morais, Jo Jewell, Marcello Gelormini и Gabriela Albuquerque.

Результаты исследования

В Алматы было опрошено 384 частных торговца уличной едой, работавших на территории 10 открытых рынков. Были собраны и проанализированы 120 образцов продуктов питания. Продаваемые на улице продукты питания были распределены по группам: фрукты, напитки, другие продукты питания (кроме фруктов). Последние квалифицировались как приготовленные в домашних или промышленных условиях. По обоим группам анализировался питательный состав – с определением содержания трансжирных кислот (ТЖК), натрия и калия.

В Алматы самый высокий показатель содержания TЖК из расчета на порцию был отмечен в домашнем пирожном, домашней самсе, промышленных вафлях, шашлыке, что соответствует от 144% до 84% от максимальной рекомендуемой суточной нормы потребления ТЖК.

Наибольший показатель среднего содержания натрия (фактически соли) был зафиксирован в лагмане, плове, донер-кебабе, что соответствует от 112% до 85% от рекомендуемой максимальной суточной нормы.

Самый высокий уровень среднего содержания калия из расчета на порцию был отмечен в донер-кебабе, лагмане, плове, что соответствует от 38% до 22% от рекомендуемой минимальной суточной нормы. Среднее содержание калия из расчета на порцию было самым низким в баурсаках, кексах промышленного производства и печенье.

Как отмечено в исследовании, «к сожалению, ряд блюд домашнего приготовления, представляющих собой одни из самых здоровых образцов блюд (например, плов, салат из капусты, донер-кебаб, курт) также являются самым активным источником натрия из расчета на порцию. В случае отдельных продуктов в одной порции уровень натрия достиг или превысил рекомендуемую максимальную суточную норму потребления (2000 мг). Высокие уровни TЖК и натрия во многих традиционных продуктах питания указывают на необходимость совершенствования практики приготовления пищи. При этом содержание ТЖК и натрия в большинстве наиболее популярных блюд домашнего приготовления, собранных в трех городах, значительно варьируется, что свидетельствует о том, что питательный состав можно улучшить, не нарушая гастрономические традиции».

Разработчики исследования учли, что Казахстан как член ЕАЭС принял технический регламент в отношении жиров и масел в пищевых продуктах, согласно которому к 2018 г. запрету подлежит концентрация ТЖК ≥ 2 г/100 г продуктов питания, однако все же предлагают дальнейшее регулирование.

Они акцентируют внимание на то, что «пропаганда здорового питания является национальным приоритетом, а соль и ТЖК являются стратегическими отправными точками».

Разработчики указывают на то, что «практические меры могут быть использованы для оздоровления среды уличной еды, и их следует включить в существующую политику, например, в отношении профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ), которая включает изменение поведения в пользу здорового питания и образа жизни, а также профилактики ожирения».

Компонентами таких мер рассматриваются:

  • обучение продавцов уличной еды сокращению использования соли и использованию более полезных для здоровья жиров;
  • повышение осведомленности потребителей о вреде, наносимом здоровью избыточным потреблением этих продуктов.
  • руководящая и регулирующая роль государства, которое могло бы принять целевые показатели сокращения потребления соли в продуктах питания фабричного производства (например, в пряных закусках, хлебе и напитках), возможно, путем регулирования максимальных ограничений, как это было сделано во многих странах, включая Финляндию, Грецию, Турцию, Аргентину, ЮАР;
  • ограничения должны применяться ко всем продуктам, доступным на рынке, в том числе в супермаркетах.

 

Также они предлагают правительству рассмотреть дополнительные меры, поощряющие переход предприятий пищевой промышленности, производителей и частных торговцев на использование более полезных для здоровья растительных масел. Хотя и признают, что «уличные торговцы и мелкие производители чутко реагируют на уровень цен с учетом получаемой ими незначительной прибыли, и на выбор ими кулинарного жира цена, скорее всего, будет оказывать сильное влияние».

Разработчики исследования предлагают и ведение регулярного мониторинга.

«С целью снижения уровня содержания соли и отказа от ТЖК местные поставщики продуктов питания (например, производители растительных масел и жиров, используемых для свежеприготовленных блюд; фермеры, сбывающие свою продукцию в оптовую сеть; заводы, выпускающие хлеб, мучные и кондитерские изделия, пряные снеки, напитки и готовые мясные блюда) должны вовлекаться в процесс мониторинга соблюдения технических регламентов и методической помощи. Подобного рода картирование применялось в Индии в целях изучения факторов, мешающих или способствующих снижению уровней содержания ТЖК применительно к соблюдению курса действий Правительства. Помимо этого, рассмотрение вопросов о взаимоотношениях с международными поставщиками продуктов питания будет иметь большое значение».

Резюмируя, можно сказать следующее. По аналогии с антитабачной кампанией, которую ВОЗ последовательно осуществляет в течение ряда лет, инициатива REPLACE trans fat, проводимая в рамках более широкой политики борьбы с неинфекционными заболеваниями, будет реализована и в Казахстане. И малое предпринимательство в сфере уличной торговли, и МСБ, занятый в производстве продуктов питания и напитков, еще столкнутся с новыми видами регулирования и ограничений.

В следующей статье будет рассмотрена история вопроса по возникновению и развитию политики борьбы с неинфекционными заболеваниями, в рамках которой помимо действительно благородных целей по здоровью населения, есть и немало регулирующих воздействий и ограничений для бизнеса и потребителей.

Это может произойти независимо от самочувствия бизнеса от ковид-эффектов, ведь регулирование инициировано на глобальном уровне.

ВОЗ уже несколько лет настаивает на полном исключении трансжирных кислот (ТЖК) из национальных систем продовольственного снабжения. Так, принятый «Пакет мер по исключению промышленно производимых трансжирных кислот из состава пищевой продукции во всем мире» (REPLACE trans fat) предусматривает отказ от трансжиров уже в 2023 году.

Из шести направлений этой инициативы ВОЗ, первое – Review или «изучение источников промышленно производимых ТЖК в рационе и анализ текущей ситуации с точки зрения необходимых изменений в политике» в Казахстане уже осуществляется (о чем ниже). Следующими выступят уже Legislate («внедрение мер регулирования»), Assess («оценка и мониторинг содержания ТЖК»), Enforce («контроль за соблюдением принципов политики и мер регулирования»).

В статье использованы данные исследования «Проект FEEDcities.Среда питания в городах Восточной Европы и Центральной Азии – Казахстан» (февраль 2019 года), взятого с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ (www.euro.who.int).

В рассматриваемом в данной статье исследовании представлены результаты обзора среды питания городского населения в рамках проекта FEEDcities – Восточная Европа и Центральная Азия, проведенного в Алматы, Актау, Кызылорде с июля по август 2017 года.

Исследование было проведено в рамках двустороннего партнерства между ВОЗ и Институтом общественного здравоохранения Университета Порту в сотрудничестве его факультетами. Оно финансировалось в рамках двухгодичного соглашения о сотрудничестве и совместных программ между правительством Казахстана и ООН, за счет добровольного взноса Министерства здравоохранения РФ и проекта «Блумберг Фалинтропис» Resolve to Save Lives. Сбор данных в полевых условиях проведен сотрудниками Казахской академии питания. Методическое сопровождение полевых работ провели Inês Morais, Jo Jewell, Marcello Gelormini и Gabriela Albuquerque.

Результаты исследования

В Алматы было опрошено 384 частных торговца уличной едой, работавших на территории 10 открытых рынков. Были собраны и проанализированы 120 образцов продуктов питания. Продаваемые на улице продукты питания были распределены по группам: фрукты, напитки, другие продукты питания (кроме фруктов). Последние квалифицировались как приготовленные в домашних или промышленных условиях. По обоим группам анализировался питательный состав – с определением содержания трансжирных кислот (ТЖК), натрия и калия.

В Алматы самый высокий показатель содержания TЖК из расчета на порцию был отмечен в домашнем пирожном, домашней самсе, промышленных вафлях, шашлыке, что соответствует от 144% до 84% от максимальной рекомендуемой суточной нормы потребления ТЖК.

Наибольший показатель среднего содержания натрия (фактически соли) был зафиксирован в лагмане, плове, донер-кебабе, что соответствует от 112% до 85% от рекомендуемой максимальной суточной нормы.

Самый высокий уровень среднего содержания калия из расчета на порцию был отмечен в донер-кебабе, лагмане, плове, что соответствует от 38% до 22% от рекомендуемой минимальной суточной нормы. Среднее содержание калия из расчета на порцию было самым низким в баурсаках, кексах промышленного производства и печенье.

Как отмечено в исследовании, «к сожалению, ряд блюд домашнего приготовления, представляющих собой одни из самых здоровых образцов блюд (например, плов, салат из капусты, донер-кебаб, курт) также являются самым активным источником натрия из расчета на порцию. В случае отдельных продуктов в одной порции уровень натрия достиг или превысил рекомендуемую максимальную суточную норму потребления (2000 мг). Высокие уровни TЖК и натрия во многих традиционных продуктах питания указывают на необходимость совершенствования практики приготовления пищи. При этом содержание ТЖК и натрия в большинстве наиболее популярных блюд домашнего приготовления, собранных в трех городах, значительно варьируется, что свидетельствует о том, что питательный состав можно улучшить, не нарушая гастрономические традиции».

Разработчики исследования учли, что Казахстан как член ЕАЭС принял технический регламент в отношении жиров и масел в пищевых продуктах, согласно которому к 2018 г. запрету подлежит концентрация ТЖК ≥ 2 г/100 г продуктов питания, однако все же предлагают дальнейшее регулирование.

Они акцентируют внимание на то, что «пропаганда здорового питания является национальным приоритетом, а соль и ТЖК являются стратегическими отправными точками».

Разработчики указывают на то, что «практические меры могут быть использованы для оздоровления среды уличной еды, и их следует включить в существующую политику, например, в отношении профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ), которая включает изменение поведения в пользу здорового питания и образа жизни, а также профилактики ожирения».

Компонентами таких мер рассматриваются:

обучение продавцов уличной еды сокращению использования соли и использованию более полезных для здоровья жиров;

повышение осведомленности потребителей о вреде, наносимом здоровью избыточным потреблением этих продуктов.

руководящая и регулирующая роль государства, которое могло бы принять целевые показатели сокращения потребления соли в продуктах питания фабричного производства (например, в пряных закусках, хлебе и напитках), возможно, путем регулирования максимальных ограничений, как это было сделано во многих странах, включая Финляндию, Грецию, Турцию, Аргентину, ЮАР;

ограничения должны применяться ко всем продуктам, доступным на рынке, в том числе в супермаркетах.

Также они предлагают правительству рассмотреть дополнительные меры, поощряющие переход предприятий пищевой промышленности, производителей и частных торговцев на использование более полезных для здоровья растительных масел. Хотя и признают, что «уличные торговцы и мелкие производители чутко реагируют на уровень цен с учетом получаемой ими незначительной прибыли, и на выбор ими кулинарного жира цена, скорее всего, будет оказывать сильное влияние».

Разработчики исследования предлагают и ведение регулярного мониторинга.

«С целью снижения уровня содержания соли и отказа от ТЖК местные поставщики продуктов питания (например, производители растительных масел и жиров, используемых для свежеприготовленных блюд; фермеры, сбывающие свою продукцию в оптовую сеть; заводы, выпускающие хлеб, мучные и кондитерские изделия, пряные снеки, напитки и готовые мясные блюда) должны вовлекаться в процесс мониторинга соблюдения технических регламентов и методической помощи. Подобного рода картирование применялось в Индии в целях изучения факторов, мешающих или способствующих снижению уровней содержания ТЖК применительно к соблюдению курса действий Правительства. Помимо этого, рассмотрение вопросов о взаимоотношениях с международными поставщиками продуктов питания будет иметь большое значение».

Резюмируя, можно сказать следующее. По аналогии с антитабачной кампанией, которую ВОЗ последовательно осуществляет в течение ряда лет, инициатива REPLACE trans fat, проводимая в рамках более широкой политики борьбы с неинфекционными заболеваниями, будет реализована и в Казахстане. И малое предпринимательство в сфере уличной торговли, и МСБ, занятый в производстве продуктов питания и напитков, еще столкнутся с новыми видами регулирования и ограничений.

В следующей статье будет рассмотрена история вопроса по возникновению и развитию политики борьбы с неинфекционными заболеваниями, в рамках которой помимо действительно благородных целей по здоровью населения, есть и немало регулирующих воздействий и ограничений для бизнеса и потребителей.

Автор статьи: Талгат Ергалиев
Подписаться:

Самое популярное

Мнение

Ашаршылык: геноцид и миссия казахов

Борьба за правовое формулирование геноцида продолжается
Подробнее

26.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Спрос на пенсионные деньги предъявляет в основном государство

Конкуренция банков и нацкомпаний за длинную тенговую ликвидность осталась в прошлом
Подробнее

15.01.2021 г.


ЕЩЕ