The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Политика

17.06.2021 г.

Политика
17.06.2021 г.
grafic 2793

Что волнует депутатов?

Представляем краткий обзор депутатских запросов по резонансным темам, прозвучавшим на пленарном заседании Мажилиса 16 июня.

Источник фото: /liter.kz

Фракция Nur Otan
 

Депутат Аманжан Жамалов адресовал запрос вице-премьеру Роману Скляру и председателю Агентства по защите и развитию конкуренции Серику Жумангарину. По мнению депутата, правительство не принимает адекватные меры для сдерживания роста цен на продовольствие. 
Жамалов полагает, что для борьбы с инфляцией нужно разобраться с монополиями и картелями. Принимаемые Агентством меры, называемые самим АЗК «практикой «мягкого права» не дают ожидаемых результатов.

«За четыре месяца антимонопольным органом выдано 48 уведомлений производителям и оптовым поставщикам яиц, подсолнечного масла, сахара, гречневой крупы, молочной продукции, мяса кур, макарон (рожки) по признакам антиконкурентных согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением. Если посмотреть на статистику, то за последние 12 месяцев яйца подорожали на 33,7%, подсолнечное масло – на 48%, сахар – на 26,3%, гречневая крупа – на 29,4%. Это те товары, по которым Агентством выданы уведомления. Зачем нам такое «мягкое право»?» – недоумевает депутат. По его мнению, в сложившейся в стране ситуации необходимо «действовать более эффективно, а не заниматься имитацией бурной деятельности». 

«Исходя из вышеизложенного, прошу: проанализировать причины роста цен на социально значимые товары; изменить действующие подходы по сдерживанию роста цен; усилить работу по борьбе со спекулятивным повышением цен в результате сговора поставщиков и продавцов; разработать предложения по увеличению адресной социальной помощи или введению продовольственных сертификатов для социально уязвимых категорий населения; организовать реальное межведомственное взаимодействие для выработки энергичных и эффективных мер по сдерживанию цен (с персонализацией ответственности)», – предложил Жамалов.

С депутатским запросом выступила и Дарига Назарбаева. Обращаясь к премьер-министру Аскару Мамину, она обратила внимание на необходимость совершенствования механизмов работы с иностранными инвесторами. Назарбаева полагает, что одним из сдерживающих факторов привлечения инвестиций в отечественную экономику являются арбитражные споры Республики Казахстан с иностранными инвесторами. 

«В результате того, что большинство арбитражных процессов проводится публично, а материалы арбитражных процессов находятся в открытом доступе в интернете, в зарубежных СМИ создается негативный резонанс, приводящий к постоянному росту репутационных рисков для страны», – отметила она.
При этом в стране для работы с арбитражами, в том числе минимизации вовлечения государственных органов в орбиту арбитражных разбирательств, созданы специализированные подразделения в Генеральной прокуратуре, Комитете государственных доходов Министерства финансов и Министерстве юстиции. Создан институт инвестиционного омбудсмена для содействия в защите прав и законных интересов инвесторов. Однако «количество арбитражных исков инвесторов к Республике Казахстан неуклонно растет», при этом в данных спорах львиную долю занимают инвестиционные споры, когда инвесторы обращаются в международные арбитражи с утверждением, что их права и интересы нарушаются казахстанской стороной.
«Поскольку государство заинтересовано в привлечении наибольшего количества инвестиций, недобросовестные инвесторы пользуются этим обстоятельством и, возможно, искусственно завышают объемы инвестирования путем приобретения товаров, работ и услуг по завышенной стоимости у аффилированных компаний. К примеру, 6 июня 2017 года Анлийским судом было установлено, что «Анатол Стати, используя подставную английскую компанию Perkwood, мошенническим образом завысил стоимость оборудования, поставленного для строительства газоперерабатывающего завода в Республике Казахстан, на сумму более 100 миллионов долларов США. Другие мошеннические действия включали в себя выплату гонорара за фиктивные управленческие услуги в размере 44 миллиона долларов США и оплату за не существовавшее оборудование в размере 72 миллионов долларов США», – напомнила Назарбаева.

Таким образом, отметила депутат, при обращении в арбитраж недобросовестные инвесторы предъявляют иски за свои мнимые инвестиции, зафиксированные в рабочих программах. И в случае вынесения решения арбитражем в пользу инвестора, присуждаемые искусственно завышенные суммы ложатся долговым бременем на страну, создают иные риски для активов государства.

«На основании изложенного, при организации работы с инвесторами предлагается установить четкий и прозрачный механизм исполнения инвестиционных обязательств (рабочих программ) и контроль в целях недопущения искусственного завышения расходов», – заявила Назарбаева.

Фракция «Ак жол»
 

Депутаты фракции обратились к генеральному прокурору страны Гизату Нурдаулетову с просьбой изучить ситуацию по созданию производственной цементно-бетонной базы в Алматы. Напомним, неделю назад на этом предприятии произошел взрыв, в результате цементной пылью оказался засыпан жилой район города.

«Власти города объяснили это происшествие разрывом шланга высокого давления цементовоза при закачке цемента в силосную банку. По их мнению, ничего страшного не произошло. Однако замеры после взрыва показали многократное превышение предельно допустимых норм вредных веществ в воздухе. В радиусе квартала от предприятия улицы и дома были засыпаны трёхсаниметровым слоем цементной пыли, что вызвало проблемы с дыханием и аллергические реакции у жителей. При этом надо отметить, что жилые дома расположены в двадцати метрах от указанного завода», – отмечают депутаты.

Между тем работа с сыпучими смесями, к которым относится цемент (перевозка, хранение, фасовка), подразумевает под собой постоянную эмиссию в атмосферу взвешенных частиц и газов. Кроме того, круглосуточное производство создает дискомфорт в виде шума, грохота и вибрации. Депутаты напоминают: согласно постановлению правительства (№ 1097 от 22 октября 2010 года), объекты строительной индустрии размещаются за пределами городской черты на территории формируемых индустриальных и промышленных зон. Однако, в нарушение этих норм данный бетонно-растворный узел был размещён в 2013 году посреди жилого сектора 1965 года постройки. При этом жители района, где расположено предприятие, говорят, что их неоднократные многолетние обращения в разные уполномоченные органы местного и республиканского уровня были либо проигнорированы, либо ограничились банальными отписками.

«В начале текущего года состоялось совещание с участием министерств здравоохранения, экологии и Департамента контроля качества г. Алматы, на котором выяснилось, что завод работает фактически без разрешительных документов и без обозначения санитарно-защитной зоны. По итогам совещания СЭС г. Алматы было дано поручение обозначить санитарно-защитную зону и определить класс опасности. Однако, данное поручение до сих пор не исполнено», – отметили депутаты.

Фракция просит генпрокурора принять «меры прокурорского реагирования по таким вопросам: на каком основании акимат города дал разрешение на строительство производственной цементно-бетонной базы в нарушение постановления правительства; почему до сегодняшнего дня не была определена санитарно-защитная норма в соответствии с Санитарными правилами, хотя завод построен еще в 2013 году; по какой причине СЭС г. Алматы восемь лет игнорирует поручения Минздрава по обозначению санитарно-защитной зоны и определению класса опасности в соответствии с законодательством и Санитарными Правилами Республики Казахстан».

Фракция «Народная партия Казахстана»
 

Свой запрос фракция адресовала вице-премьеру Роману Скляру, обратив внимание на проблемные вопросы государственных программ обеспечения граждан жильем. Число граждан, состоящих в очереди на получение жилья, ежегодно растет в среднем на 50 тысяч и на сегодня составляет около 550 тысяч человек. Однако для многих жилье по-прежнему остается недоступным по причине высоких требований для участия в госпрограммах.
Депутаты напомнили, что сегодня в АО «Отбасы банк» имеется ряд программ доступного жилья: «Военный продукт» – специальная программа, целью которой является предоставление военнослужащим льготных кредитов с использованием жилищных выплат на покупку жилья. Основные требования – наличие депозита в Отбасы банке, подтверждение платежеспособности, жилищные выплаты за 6 месяцев. «Бақытты Отбасы» «2–10–20» (2% – ставка по займу, 10% – минимальный первоначальный взнос, 20 лет – срок займа) – программа для социально уязвимых слоев населения (многодетных, неполных семей, семей, имеющих или воспитывающих детей с инвалидностью и. т. д.), участники которой могут получить заем на покупку жилья по беспрецедентно низкой ставке.

«Предоставление займа при приобретении жилья в городах Нур-Султан, Алматы – не более 15 млн тенге, а в других регионах – до 10 млн тенге. Однако в связи с ростом стоимости жилья на рынке за последний год, данная сумма недостаточна для приобретения жилья», – подчеркивают депутаты.
Действуют также программа поддержки развития жилищного строительства «Шаңырақ» «5–10–20» (5% – ставка по займу, 10% – минимальный первоначальный взнос, 20 лет – срок займа)», программа обеспечения населения доступным жильем «Нұрлы Жер» «5–20–25» (5% – ставка по займу, 20% – минимальный первоначальный взнос, 25 лет – срок займа). Основные требования по программам «Нұрлы Жер» и «Шаңырақ» – наличие депозита в «Отбасы банке», подтверждение платежеспособности. Доход на каждого члена семьи за последние шесть месяцев не должен превышать 3,7 прожиточного минимума (ПМ в 2021 году – 34 302 тенге) в месяц. То есть размер дохода на одного члена семьи в 2021 году не должен превышать 126 917 тенге.
«Одним из препятствий для покупки жилья по программам «Нұрлы Жер» и «Шаңырақ» является установленный коэффициент 3,7 прожиточного минимума. Данный порог является барьером для очередников (государственных служащих, работников бюджетных организаций). Госпрограммы «Нұрлы жер» и «Шаңырақ»  предусматривают кредитование очередников акиматов на приобретение жилья. Указанные программы в большей степени разработаны для социально уязвимых слоев населения, при этом без внимания остается основная часть очередников со средней заработной платой в 5–7 прожиточных минимумов», – констатируют депутаты.

Кроме того, напоминают они, уже в 2021 и 2022 годах перестанут финансировать льготные ипотеки «Баспана хит» и «7–20–25». В результате получается, что при наличии действующих программ очередники со стабильной зарплатой в 150–200 тысяч тенге в месяц и при этом отдающие существенную часть своего дохода на аренду жилья «не подходят под критерии  ни одной жилищной программы и при этом не имеют возможности накопить 50% первоначального взноса для получения жилищного или промежуточного займа в АО «Отбасы банк».

«Возможность приобретения жилья по госпрограмме должны иметь не только социально уязвимые слои, но и все рядовые казахстанцы-очередники, вне зависимости от уровня дохода, семейного положения и количества детей. В рамках госпрограммы не должно быть разделения по категориям среди очередников и ущемления прав очередников по признакам семейного положения, наличия детей и ограничения в ПМ», – заявляет фракция.

В связи с этим депутаты предлагают пересмотреть требования к условиям займа, увеличив размер дохода на каждого члена семьи за последние шесть месяцев от 3,7 прожиточного минимума до 6 прожиточного минимума по программе «Нұрлы жер» и «Шаңырақ» (5–10–20). Также они предлагают предусмотреть увеличение максимальной суммы займа до 18 млн тенге в городах Нур-Султан, Алматы, в других регионах – до 13 млн тенге по программе «Бақытты Отбасы» «2–10–20», и снижение первоначального взноса очередникам МИО для получения займа в АО «Отбасы банк» с 50% до 30%.

«Указанные меры существенно сократят список очередников МИО, обеспечат жильем очередников с доходом свыше 3,7 прожиточного минимума, а также будут способствовать развитию среднего класса, который является фактором стабильности и основой экономического развития страны», – полагают депутаты.

Источник фото: /liter.kz

Фракция Nur Otan
 

Депутат Аманжан Жамалов адресовал запрос вице-премьеру Роману Скляру и председателю Агентства по защите и развитию конкуренции Серику Жумангарину. По мнению депутата, правительство не принимает адекватные меры для сдерживания роста цен на продовольствие. 
Жамалов полагает, что для борьбы с инфляцией нужно разобраться с монополиями и картелями. Принимаемые Агентством меры, называемые самим АЗК «практикой «мягкого права» не дают ожидаемых результатов.

«За четыре месяца антимонопольным органом выдано 48 уведомлений производителям и оптовым поставщикам яиц, подсолнечного масла, сахара, гречневой крупы, молочной продукции, мяса кур, макарон (рожки) по признакам антиконкурентных согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением. Если посмотреть на статистику, то за последние 12 месяцев яйца подорожали на 33,7%, подсолнечное масло – на 48%, сахар – на 26,3%, гречневая крупа – на 29,4%. Это те товары, по которым Агентством выданы уведомления. Зачем нам такое «мягкое право»?» – недоумевает депутат. По его мнению, в сложившейся в стране ситуации необходимо «действовать более эффективно, а не заниматься имитацией бурной деятельности». 

«Исходя из вышеизложенного, прошу: проанализировать причины роста цен на социально значимые товары; изменить действующие подходы по сдерживанию роста цен; усилить работу по борьбе со спекулятивным повышением цен в результате сговора поставщиков и продавцов; разработать предложения по увеличению адресной социальной помощи или введению продовольственных сертификатов для социально уязвимых категорий населения; организовать реальное межведомственное взаимодействие для выработки энергичных и эффективных мер по сдерживанию цен (с персонализацией ответственности)», – предложил Жамалов.

С депутатским запросом выступила и Дарига Назарбаева. Обращаясь к премьер-министру Аскару Мамину, она обратила внимание на необходимость совершенствования механизмов работы с иностранными инвесторами. Назарбаева полагает, что одним из сдерживающих факторов привлечения инвестиций в отечественную экономику являются арбитражные споры Республики Казахстан с иностранными инвесторами. 

«В результате того, что большинство арбитражных процессов проводится публично, а материалы арбитражных процессов находятся в открытом доступе в интернете, в зарубежных СМИ создается негативный резонанс, приводящий к постоянному росту репутационных рисков для страны», – отметила она.
При этом в стране для работы с арбитражами, в том числе минимизации вовлечения государственных органов в орбиту арбитражных разбирательств, созданы специализированные подразделения в Генеральной прокуратуре, Комитете государственных доходов Министерства финансов и Министерстве юстиции. Создан институт инвестиционного омбудсмена для содействия в защите прав и законных интересов инвесторов. Однако «количество арбитражных исков инвесторов к Республике Казахстан неуклонно растет», при этом в данных спорах львиную долю занимают инвестиционные споры, когда инвесторы обращаются в международные арбитражи с утверждением, что их права и интересы нарушаются казахстанской стороной.
«Поскольку государство заинтересовано в привлечении наибольшего количества инвестиций, недобросовестные инвесторы пользуются этим обстоятельством и, возможно, искусственно завышают объемы инвестирования путем приобретения товаров, работ и услуг по завышенной стоимости у аффилированных компаний. К примеру, 6 июня 2017 года Анлийским судом было установлено, что «Анатол Стати, используя подставную английскую компанию Perkwood, мошенническим образом завысил стоимость оборудования, поставленного для строительства газоперерабатывающего завода в Республике Казахстан, на сумму более 100 миллионов долларов США. Другие мошеннические действия включали в себя выплату гонорара за фиктивные управленческие услуги в размере 44 миллиона долларов США и оплату за не существовавшее оборудование в размере 72 миллионов долларов США», – напомнила Назарбаева.

Таким образом, отметила депутат, при обращении в арбитраж недобросовестные инвесторы предъявляют иски за свои мнимые инвестиции, зафиксированные в рабочих программах. И в случае вынесения решения арбитражем в пользу инвестора, присуждаемые искусственно завышенные суммы ложатся долговым бременем на страну, создают иные риски для активов государства.

«На основании изложенного, при организации работы с инвесторами предлагается установить четкий и прозрачный механизм исполнения инвестиционных обязательств (рабочих программ) и контроль в целях недопущения искусственного завышения расходов», – заявила Назарбаева.

Фракция «Ак жол»
 

Депутаты фракции обратились к генеральному прокурору страны Гизату Нурдаулетову с просьбой изучить ситуацию по созданию производственной цементно-бетонной базы в Алматы. Напомним, неделю назад на этом предприятии произошел взрыв, в результате цементной пылью оказался засыпан жилой район города.

«Власти города объяснили это происшествие разрывом шланга высокого давления цементовоза при закачке цемента в силосную банку. По их мнению, ничего страшного не произошло. Однако замеры после взрыва показали многократное превышение предельно допустимых норм вредных веществ в воздухе. В радиусе квартала от предприятия улицы и дома были засыпаны трёхсаниметровым слоем цементной пыли, что вызвало проблемы с дыханием и аллергические реакции у жителей. При этом надо отметить, что жилые дома расположены в двадцати метрах от указанного завода», – отмечают депутаты.

Между тем работа с сыпучими смесями, к которым относится цемент (перевозка, хранение, фасовка), подразумевает под собой постоянную эмиссию в атмосферу взвешенных частиц и газов. Кроме того, круглосуточное производство создает дискомфорт в виде шума, грохота и вибрации. Депутаты напоминают: согласно постановлению правительства (№ 1097 от 22 октября 2010 года), объекты строительной индустрии размещаются за пределами городской черты на территории формируемых индустриальных и промышленных зон. Однако, в нарушение этих норм данный бетонно-растворный узел был размещён в 2013 году посреди жилого сектора 1965 года постройки. При этом жители района, где расположено предприятие, говорят, что их неоднократные многолетние обращения в разные уполномоченные органы местного и республиканского уровня были либо проигнорированы, либо ограничились банальными отписками.

«В начале текущего года состоялось совещание с участием министерств здравоохранения, экологии и Департамента контроля качества г. Алматы, на котором выяснилось, что завод работает фактически без разрешительных документов и без обозначения санитарно-защитной зоны. По итогам совещания СЭС г. Алматы было дано поручение обозначить санитарно-защитную зону и определить класс опасности. Однако, данное поручение до сих пор не исполнено», – отметили депутаты.

Фракция просит генпрокурора принять «меры прокурорского реагирования по таким вопросам: на каком основании акимат города дал разрешение на строительство производственной цементно-бетонной базы в нарушение постановления правительства; почему до сегодняшнего дня не была определена санитарно-защитная норма в соответствии с Санитарными правилами, хотя завод построен еще в 2013 году; по какой причине СЭС г. Алматы восемь лет игнорирует поручения Минздрава по обозначению санитарно-защитной зоны и определению класса опасности в соответствии с законодательством и Санитарными Правилами Республики Казахстан».

Фракция «Народная партия Казахстана»
 

Свой запрос фракция адресовала вице-премьеру Роману Скляру, обратив внимание на проблемные вопросы государственных программ обеспечения граждан жильем. Число граждан, состоящих в очереди на получение жилья, ежегодно растет в среднем на 50 тысяч и на сегодня составляет около 550 тысяч человек. Однако для многих жилье по-прежнему остается недоступным по причине высоких требований для участия в госпрограммах.
Депутаты напомнили, что сегодня в АО «Отбасы банк» имеется ряд программ доступного жилья: «Военный продукт» – специальная программа, целью которой является предоставление военнослужащим льготных кредитов с использованием жилищных выплат на покупку жилья. Основные требования – наличие депозита в Отбасы банке, подтверждение платежеспособности, жилищные выплаты за 6 месяцев. «Бақытты Отбасы» «2–10–20» (2% – ставка по займу, 10% – минимальный первоначальный взнос, 20 лет – срок займа) – программа для социально уязвимых слоев населения (многодетных, неполных семей, семей, имеющих или воспитывающих детей с инвалидностью и. т. д.), участники которой могут получить заем на покупку жилья по беспрецедентно низкой ставке.

«Предоставление займа при приобретении жилья в городах Нур-Султан, Алматы – не более 15 млн тенге, а в других регионах – до 10 млн тенге. Однако в связи с ростом стоимости жилья на рынке за последний год, данная сумма недостаточна для приобретения жилья», – подчеркивают депутаты.
Действуют также программа поддержки развития жилищного строительства «Шаңырақ» «5–10–20» (5% – ставка по займу, 10% – минимальный первоначальный взнос, 20 лет – срок займа)», программа обеспечения населения доступным жильем «Нұрлы Жер» «5–20–25» (5% – ставка по займу, 20% – минимальный первоначальный взнос, 25 лет – срок займа). Основные требования по программам «Нұрлы Жер» и «Шаңырақ» – наличие депозита в «Отбасы банке», подтверждение платежеспособности. Доход на каждого члена семьи за последние шесть месяцев не должен превышать 3,7 прожиточного минимума (ПМ в 2021 году – 34 302 тенге) в месяц. То есть размер дохода на одного члена семьи в 2021 году не должен превышать 126 917 тенге.
«Одним из препятствий для покупки жилья по программам «Нұрлы Жер» и «Шаңырақ» является установленный коэффициент 3,7 прожиточного минимума. Данный порог является барьером для очередников (государственных служащих, работников бюджетных организаций). Госпрограммы «Нұрлы жер» и «Шаңырақ»  предусматривают кредитование очередников акиматов на приобретение жилья. Указанные программы в большей степени разработаны для социально уязвимых слоев населения, при этом без внимания остается основная часть очередников со средней заработной платой в 5–7 прожиточных минимумов», – констатируют депутаты.

Кроме того, напоминают они, уже в 2021 и 2022 годах перестанут финансировать льготные ипотеки «Баспана хит» и «7–20–25». В результате получается, что при наличии действующих программ очередники со стабильной зарплатой в 150–200 тысяч тенге в месяц и при этом отдающие существенную часть своего дохода на аренду жилья «не подходят под критерии  ни одной жилищной программы и при этом не имеют возможности накопить 50% первоначального взноса для получения жилищного или промежуточного займа в АО «Отбасы банк».

«Возможность приобретения жилья по госпрограмме должны иметь не только социально уязвимые слои, но и все рядовые казахстанцы-очередники, вне зависимости от уровня дохода, семейного положения и количества детей. В рамках госпрограммы не должно быть разделения по категориям среди очередников и ущемления прав очередников по признакам семейного положения, наличия детей и ограничения в ПМ», – заявляет фракция.

В связи с этим депутаты предлагают пересмотреть требования к условиям займа, увеличив размер дохода на каждого члена семьи за последние шесть месяцев от 3,7 прожиточного минимума до 6 прожиточного минимума по программе «Нұрлы жер» и «Шаңырақ» (5–10–20). Также они предлагают предусмотреть увеличение максимальной суммы займа до 18 млн тенге в городах Нур-Султан, Алматы, в других регионах – до 13 млн тенге по программе «Бақытты Отбасы» «2–10–20», и снижение первоначального взноса очередникам МИО для получения займа в АО «Отбасы банк» с 50% до 30%.

«Указанные меры существенно сократят список очередников МИО, обеспечат жильем очередников с доходом свыше 3,7 прожиточного минимума, а также будут способствовать развитию среднего класса, который является фактором стабильности и основой экономического развития страны», – полагают депутаты.

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.


ЕЩЕ