The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Политика

23.06.2021 г.

Политика
23.06.2021 г.
grafic 5135

Что волнует депутатов?

Представляем краткий обзор депутатских запросов по резонансным темам, прозвучавшим на пленарном заседании Мажилиса 23 июня

Фракция Nur Otan
 

Депутаты обеспокоены проблемами в системе здравоохранения. Галымжан Елеуов в своем запросе обратил внимание на уровень материнской смертности – в 2020 году он достиг трагических значений, вырос почти в три раза и составил 36,5 на 100 000 живорожденных при плане в 17,1. При этом, заметил депутат, 36,5 – это среднереспубликанский уровень. По регионам цифры еще более пугающие и доходят до 70, а порой и до 95 на 100 тысяч живорожденных.

«Можно, конечно, списать все на коронавирус. Но международные эксперты утверждают, что высокий рост смертности от COVID среди беременных женщин наблюдался только в тех странах, где на момент пандемии имели место системные проблемы в организации акушерско-гинекологической помощи», – заметил депутат в своем запросе на имя министра здравоохранения Алексея Цоя.

По мнению депутата, «поломка» системы случилась в 2014 году, когда ведение беременных и подготовка женщин к материнству были отданы в общую сеть первичной медико-санитарной помощи и фактически был утрачен институт женских консультаций. «Это ударило по доступности и качеству амбулаторной акушерско-гинекологической помощи. Подтверждением является тот факт, что среди умерших женщин были: поздно взятые на учет, имеющие абсолютные противопоказания к беременности, либо вообще не состоящие на учете. Наряду с этим имеет место снижение доступности стационарной помощи беременным женщинам. В ряде регионов с 15 года на 30% сократился коечный фонд специализированных организаций и отделений. В составе многопрофильных больниц не сохраняется приоритет финансирования акушерско-гинекологических отделений.

Материально-техническое обеспечение службы родовспоможения тоже оставляет желать лучшего: по данным самого Минздрава, ее оснащенность в среднем составляет около 80%, при этом износ оборудования достигает от 50 до 85%, а в отдельных случаях и 100%.  Фракция партии «Nur Otan» обращается к Министерству здравоохранения с требованием провести всесторонний анализ складывающейся ситуации по материнской смертности, в том числе с позиции клинического вклада COVID, с привлечением экспертного медицинского сообщества и опубликовать его результаты. Кроме того, считаем необходимым: изучить работу коечного фонда, найти взаимосвязи между показателями в помесячной динамике, а также рассмотреть другие причины снижения доступности и качества медицинской помощи; исключить отказы в госпитализации беременным женщинам на любых сроках без промедлений по месту обращения; укрепить материально-техническую базу организаций по охране здоровья матери и ребенка; системно повышать клинические навыки специалистов по вопросам стационарного и амбулаторного акушерства, детской гинекологии и репродуктивного здоровья», – заявил депутат. 

Фракция «Ак жол»
 

Депутаты в своем запросе на имя вице-премьера Романа Скляра обратили внимание на непрекращающийся рост цен на сырье и строительные материалы. Во фракцию с марта продолжают обращаться отечественные предприятия по поводу резко возросших цен на сырье и материалы, и депутаты обращали внимание правительства на проблему, в частности, просили рассмотреть ситуацию, сложившуюся на рынке металлопроката.
«Например, стоимость профильной трубы сегодня составляет 735 тыс. тенге за тонну, тогда как в строительных сметах из бюджета она заложена по цене 198 тыс. тенге, по стальным электросварным трубам текущая стоимость – 580 тыс. тенге, тогда как в смете заложено 172 тыс. тенге, то есть процент удорожания только по этим двум позициям составляет до 280%. В среднем удорожание материалов в строительстве произошло на 60%, в машиностроении и металлообработке – до 80%», – заявил Азат Перуашев, оглашая запрос. 

Правительство, отвечая на мартовский запрос фракции, заверило, что проблема известна и находится на контроле, однако на сегодняшний день никаких решений не принято. Между тем, предприятия, выполняющие заказы для госорганов или национальных компаний, объективно не в состоянии их выполнить по ценам контракта. А отказ или срыв исполнения договора влечёт включение их в список недобросовестных поставщиков и лишение дальнейшего доступа к рынку государственных и корпоративных закупок.

«Получается, наиболее конкурентоспособные отечественные производители, прошедшие сито предквалификации, конкурсов и тендеров, по независящим от них обстоятельствам выпадут из экономического оборота», – заявил Перуашев. При этом, добавил он, рост цен по некоторым группам материалов произошел не только ввиду конъюнктуры рынка, но также и «по причине неуклюжих действий госорганов». Так, 30 апреля Министерство индустрии и инфраструктурного развития ввело запрет на импорт цемента. В результате таможенные органы разворачивают обратно транспорт с уже оплаченным цементом, а на внутреннем рынке цена немедленно выросла на 35%. 

Принимаемые меры по сдерживанию роста цен преимущественно ограничиваются предписаниями со стороны Агентства по защите и развитию конкуренции, тогда как рыночные механизмы работают иначе. В частности, пояснил Перуашев, для рынка цемента в самый разгар строительного сезона требуется немедленно отменить запрет на импорт, а при необходимости защиты интересов отечественных заводов – заменить запрет  таможенными пошлинами, поддерживающими, а не отменяющими конкуренцию. 

В отличие от казахстанских чиновников, «правительство соседней России (откуда идёт основной импорт данной продукции) принимает срочные меры по насыщению рынка и ограничению сговора производителей», а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рамках расследования на рынке металлопроката уже возбудила дела против трех основных производителей металла. Кроме того, сообщается, что в отношении исполнения госзаказа поручено обеспечить производителей металлопрокатом по запланированной стоимости.

«По нашему мнению, это именно та ситуация, когда единое экономическое пространство в рамках Евразийского экономического союза должно наглядно доказать свою практическую выгоду. Поскольку в целях госзаказа производителям стран-членов ЕАЭС гарантирован национальный (т. е. равный) режим, парламентская фракция «Ак жол» требует от Министерства торговли и интеграции, а также от казахстанских представителей в Евразийской экономической комиссии срочно приступить к переговорам с российской стороной о предоставлении аналогичных мер поддержки казахстанским поставщикам госзаказа в обеспечении металлопроката по фиксированным ценам», – заявил Перуашев.
 
Фракция «Народная партия Казахстана»
 

Депутаты продолжают предлагать правительству способы решения жилищной проблемы граждан. Они изучили промежуточные итоги программы по использованию пенсионных накоплений для покупки жилья, по которому на сегодняшний день на специальные счета свыше 313 тысяч граждан переведено более 1,4 трлн тенге. Однако, «экономические выгоды получили большей частью застройщики в двух мегаполисах, банки и импортеры, но системная проблема низкой доступности жилья для населения осталась нерешенной, жилищное расслоение в обществе лишь усугубилось». 

В запросе на имя вице-премьера Романа Скляра фракция обращает внимание, что с момента запуска «пенсионной кампании» (01 января 2021 года) цены на квартиры в РК выросли на 8,3%, а с мая 2020 года по май 2021 года рост составил порядка 22%. Инфляция сказалась на всех группах населения, тогда как инвестирование пенсионных накоплений в жилье пока затронуло менее 2% населения.
  
Потенциал ажиотажного спроса мог быть использован и для развития отечественной промышленности, однако, этого тоже не произошло. Ссылаясь на данные Бюро национальной статистики, депутаты обращают внимание, что казахстанское производство преобладает только в ресурсах строительных материалов, являющихся природным сырьем. За 2019–2021 годы импорт материалов для строительства составил порядка 1,2 млрд долларов, металлов и изделий из них, большинство которых используется в строительстве, – почти 10 млрд долларов. 

«Фракция «Народная партия Казахстана» считает, что государство должно определить приоритетом обеспеченность качественным и доступным жильем именно большинства казахстанцев. Нашим гражданам необходима программа «Жер үй», нацеленная на развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Фракция «Народная партия Казахстана» предлагает правительству адекватный инструмент для обеспечения земельных участков под ИЖС инфраструктурой – выпуск гарантированных государством облигаций и инвестирование в них средств ЕНПФ. Это позволит реализовать право и мечту многих казахстанцев на земельные участки для строительства собственного дома, решить проблему отсутствия территорий с инфраструктурой и, что важно, фундаментально изменить ситуацию в жилищной сфере. Одновременно с этим программа развития ИЖС «Жер үй» должна сопровождаться мерами по развитию отечественного производства необходимых строительных и отделочных материалов, сопутствующих товаров и услуг», – предлагают депутаты.

Фракция Nur Otan
 

Депутаты обеспокоены проблемами в системе здравоохранения. Галымжан Елеуов в своем запросе обратил внимание на уровень материнской смертности – в 2020 году он достиг трагических значений, вырос почти в три раза и составил 36,5 на 100 000 живорожденных при плане в 17,1. При этом, заметил депутат, 36,5 – это среднереспубликанский уровень. По регионам цифры еще более пугающие и доходят до 70, а порой и до 95 на 100 тысяч живорожденных.

«Можно, конечно, списать все на коронавирус. Но международные эксперты утверждают, что высокий рост смертности от COVID среди беременных женщин наблюдался только в тех странах, где на момент пандемии имели место системные проблемы в организации акушерско-гинекологической помощи», – заметил депутат в своем запросе на имя министра здравоохранения Алексея Цоя.

По мнению депутата, «поломка» системы случилась в 2014 году, когда ведение беременных и подготовка женщин к материнству были отданы в общую сеть первичной медико-санитарной помощи и фактически был утрачен институт женских консультаций. «Это ударило по доступности и качеству амбулаторной акушерско-гинекологической помощи. Подтверждением является тот факт, что среди умерших женщин были: поздно взятые на учет, имеющие абсолютные противопоказания к беременности, либо вообще не состоящие на учете. Наряду с этим имеет место снижение доступности стационарной помощи беременным женщинам. В ряде регионов с 15 года на 30% сократился коечный фонд специализированных организаций и отделений. В составе многопрофильных больниц не сохраняется приоритет финансирования акушерско-гинекологических отделений.

Материально-техническое обеспечение службы родовспоможения тоже оставляет желать лучшего: по данным самого Минздрава, ее оснащенность в среднем составляет около 80%, при этом износ оборудования достигает от 50 до 85%, а в отдельных случаях и 100%.  Фракция партии «Nur Otan» обращается к Министерству здравоохранения с требованием провести всесторонний анализ складывающейся ситуации по материнской смертности, в том числе с позиции клинического вклада COVID, с привлечением экспертного медицинского сообщества и опубликовать его результаты. Кроме того, считаем необходимым: изучить работу коечного фонда, найти взаимосвязи между показателями в помесячной динамике, а также рассмотреть другие причины снижения доступности и качества медицинской помощи; исключить отказы в госпитализации беременным женщинам на любых сроках без промедлений по месту обращения; укрепить материально-техническую базу организаций по охране здоровья матери и ребенка; системно повышать клинические навыки специалистов по вопросам стационарного и амбулаторного акушерства, детской гинекологии и репродуктивного здоровья», – заявил депутат. 

Фракция «Ак жол»
 

Депутаты в своем запросе на имя вице-премьера Романа Скляра обратили внимание на непрекращающийся рост цен на сырье и строительные материалы. Во фракцию с марта продолжают обращаться отечественные предприятия по поводу резко возросших цен на сырье и материалы, и депутаты обращали внимание правительства на проблему, в частности, просили рассмотреть ситуацию, сложившуюся на рынке металлопроката.
«Например, стоимость профильной трубы сегодня составляет 735 тыс. тенге за тонну, тогда как в строительных сметах из бюджета она заложена по цене 198 тыс. тенге, по стальным электросварным трубам текущая стоимость – 580 тыс. тенге, тогда как в смете заложено 172 тыс. тенге, то есть процент удорожания только по этим двум позициям составляет до 280%. В среднем удорожание материалов в строительстве произошло на 60%, в машиностроении и металлообработке – до 80%», – заявил Азат Перуашев, оглашая запрос. 

Правительство, отвечая на мартовский запрос фракции, заверило, что проблема известна и находится на контроле, однако на сегодняшний день никаких решений не принято. Между тем, предприятия, выполняющие заказы для госорганов или национальных компаний, объективно не в состоянии их выполнить по ценам контракта. А отказ или срыв исполнения договора влечёт включение их в список недобросовестных поставщиков и лишение дальнейшего доступа к рынку государственных и корпоративных закупок.

«Получается, наиболее конкурентоспособные отечественные производители, прошедшие сито предквалификации, конкурсов и тендеров, по независящим от них обстоятельствам выпадут из экономического оборота», – заявил Перуашев. При этом, добавил он, рост цен по некоторым группам материалов произошел не только ввиду конъюнктуры рынка, но также и «по причине неуклюжих действий госорганов». Так, 30 апреля Министерство индустрии и инфраструктурного развития ввело запрет на импорт цемента. В результате таможенные органы разворачивают обратно транспорт с уже оплаченным цементом, а на внутреннем рынке цена немедленно выросла на 35%. 

Принимаемые меры по сдерживанию роста цен преимущественно ограничиваются предписаниями со стороны Агентства по защите и развитию конкуренции, тогда как рыночные механизмы работают иначе. В частности, пояснил Перуашев, для рынка цемента в самый разгар строительного сезона требуется немедленно отменить запрет на импорт, а при необходимости защиты интересов отечественных заводов – заменить запрет  таможенными пошлинами, поддерживающими, а не отменяющими конкуренцию. 

В отличие от казахстанских чиновников, «правительство соседней России (откуда идёт основной импорт данной продукции) принимает срочные меры по насыщению рынка и ограничению сговора производителей», а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рамках расследования на рынке металлопроката уже возбудила дела против трех основных производителей металла. Кроме того, сообщается, что в отношении исполнения госзаказа поручено обеспечить производителей металлопрокатом по запланированной стоимости.

«По нашему мнению, это именно та ситуация, когда единое экономическое пространство в рамках Евразийского экономического союза должно наглядно доказать свою практическую выгоду. Поскольку в целях госзаказа производителям стран-членов ЕАЭС гарантирован национальный (т. е. равный) режим, парламентская фракция «Ак жол» требует от Министерства торговли и интеграции, а также от казахстанских представителей в Евразийской экономической комиссии срочно приступить к переговорам с российской стороной о предоставлении аналогичных мер поддержки казахстанским поставщикам госзаказа в обеспечении металлопроката по фиксированным ценам», – заявил Перуашев.
 
Фракция «Народная партия Казахстана»
 

Депутаты продолжают предлагать правительству способы решения жилищной проблемы граждан. Они изучили промежуточные итоги программы по использованию пенсионных накоплений для покупки жилья, по которому на сегодняшний день на специальные счета свыше 313 тысяч граждан переведено более 1,4 трлн тенге. Однако, «экономические выгоды получили большей частью застройщики в двух мегаполисах, банки и импортеры, но системная проблема низкой доступности жилья для населения осталась нерешенной, жилищное расслоение в обществе лишь усугубилось». 

В запросе на имя вице-премьера Романа Скляра фракция обращает внимание, что с момента запуска «пенсионной кампании» (01 января 2021 года) цены на квартиры в РК выросли на 8,3%, а с мая 2020 года по май 2021 года рост составил порядка 22%. Инфляция сказалась на всех группах населения, тогда как инвестирование пенсионных накоплений в жилье пока затронуло менее 2% населения.
  
Потенциал ажиотажного спроса мог быть использован и для развития отечественной промышленности, однако, этого тоже не произошло. Ссылаясь на данные Бюро национальной статистики, депутаты обращают внимание, что казахстанское производство преобладает только в ресурсах строительных материалов, являющихся природным сырьем. За 2019–2021 годы импорт материалов для строительства составил порядка 1,2 млрд долларов, металлов и изделий из них, большинство которых используется в строительстве, – почти 10 млрд долларов. 

«Фракция «Народная партия Казахстана» считает, что государство должно определить приоритетом обеспеченность качественным и доступным жильем именно большинства казахстанцев. Нашим гражданам необходима программа «Жер үй», нацеленная на развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Фракция «Народная партия Казахстана» предлагает правительству адекватный инструмент для обеспечения земельных участков под ИЖС инфраструктурой – выпуск гарантированных государством облигаций и инвестирование в них средств ЕНПФ. Это позволит реализовать право и мечту многих казахстанцев на земельные участки для строительства собственного дома, решить проблему отсутствия территорий с инфраструктурой и, что важно, фундаментально изменить ситуацию в жилищной сфере. Одновременно с этим программа развития ИЖС «Жер үй» должна сопровождаться мерами по развитию отечественного производства необходимых строительных и отделочных материалов, сопутствующих товаров и услуг», – предлагают депутаты.

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.


ЕЩЕ