The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Новости

23.11.2021 г.

Новости
23.11.2021 г.
grafic 1546

Ежедневный дайджест

Новости дня из утренней рассылки The Pulse

МНЭ РК представил очередной бессмысленный документ

В начале месяца МНЭ опубликовал проект Концепции управления государственными финансами до 2030 года. Назвать этот документ game-changing сложно. Скорее он носит декларативный характер, и больше напоминает «план плана».

Детали:

  • Анализ проблем государственных финансов сконцентрирован вокруг трех основных проблем: 1. высокой зависимости бюджета от трансфертов из НФ РК (и его истощения); 2. вопросу пополнения бюджета и эффективности бюджетных затрат; 3. низкой эффективности и прозрачности квазигосударственного сектора
  • Первую проблему предлагают решить за счет неукоснительного следования правилу о неснижаемом остатке активов НФ РК в размере 30% от ВВП. Напомним, что при базовом сценарии (при цене на нефть не ниже 60 долларов) активы НФ РК к ВВП составят в 2023 году 29,7%, а в 2024 – 28,9%. Соответственно предполагается, что в эти года, согласно концепции объем изъятий из НФ РК будет снижен.
  • Вопрос пополнения бюджета планируют решить за счет повышения НДС, повышение налоговой нагрузки на ненефтяные отрасли экономики, и повышения налогообложения для ГМК (по всей видимости, по примеру РФ). Также рассмотрят вариант снижение льгот на вывод дивидендов из РК (напомним, что именно через дивиденды из РК ежегодно вытекает десятки миллиардов долларов), и другие меры. Вопрос эффективности бюджетных трат планируют повысить через имплементацию системы блочных бюджетов, а также цифровизацию бюджетных программ, и других относительно «косметических» мер.
  • Третий вопрос – низкую прозрачность и эффективность квазигосударственного сектора предлагают решить за счет включения в первую очередь ГФСС и ФСМС в республиканский бюджет в качестве внебюджетных фондов. Почему не рассмотрели вопрос включения ФНБ, ЕНПФ, Байтерек, ФПК, КФУ и других крупных внебюджетных фондов остается загадкой. Кроме того, в рамках концепции предлагается ужесточить контроль квазигосударственного сектора в части привлечения внешнего заимствования, а также разработать систему мониторинга квазигосударственного сектора.

В чем слабость документа?

  • Документ не привносит ничего нового, лишь повторяет то что уже было заявлено в проекте бюджета, послании президента РК и так далее. По большому счету, value added от этой концепции стремится к нулю.
  • В документе не говорится о сокращении «социальных» расходов бюджета, которые достигли астрономических размеров.
  • Большинство предлагаемых реформ относительно ужесточения квазигосударственного долга необходимо было вводить еще в начале 2010 годов. Теперь, когда долги уже «сидят» в обязательствах, с ними поделать ничего нельзя, разве что рефинансировать, или проводить пролонгацию.
  • Кроме того, не понятно по какой причине, но документ предлагает исключить долг НБ РК из государственного, а также перестать трактовать трансферты из НФ РК в качестве интервенций. Логику этих двух мер понять совершенно невозможно, так как они противоречат практике МВФ относительно госдолга, а также относительно понятия «государственные интервенции».
  • Цифровизация бюджетного процесса – проблема, о которой говорилось уже лет пять назад, а воз и ныне там: декаларируються планы по цифровизации, а конкретные действия теряются в дебрях госаппарата. Примерно аналогичным методом «умерла» инициатива по всеобщей декаларации, или вхождению в 30-ку развитых стран.
  • Самое интересное в этом документе это раздел «план реализации», который является планом планов – разработать, продумать, придумать и так далее.
  • Подытоживая, можно сказать, что это поручение президента РК по созданию концепции управления государственными финансами выполнено формально. Реального видения построения стабильной макроэкономической политики государства по всей видимости ни у МНЭ РК, ни у НБ РК нет.
  • Кроме того, как и множество других документов системы государственного управления, он не отвечает на простой вопрос – какова ответственность госслужащих в случае провала той или иной инициативы. Как всегда, вопрос ответственности является болезненным, и его всячески обходят все госорганы не сговариваясь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие важные новости:

  • НБ РК опубликовал обзор опроса предприятий за 3 квартал 2021 года. Согласно опросу, большая часть респондентов называет основным препятствием «текущее состояние экономики РК», а источником финансирования – собственные средства. Кроме того, в по всем рассматриваемым отраслям кроме сельского хозяйства замедлились темпы роста объёмов производства. Также отмечено снижение уровня загрузки производственных мощностей во всех отраслях кроме сельского хозяйства, строительства и отрасли транспорта и складирования. Наиболее высокая загрузка производственных мощностей сохраняется в горнодобывающей промышленности.
  • Хроника закуслисной вражды между Джейми Даймоном из JPMorgan и Илоном Маском– рассказывает The Wall Street Journal. Так, в США начался судебный процесс банка против главы компании Тесла.
  • Бюджет РФ получит в 2021 году на 7 трлн рублей больше, чем в 2020 году – пишет газета Коммерсантъ. «Если говорить о том, как мы видим завершение года, то поступления, по нашим данным, составят 28 трлн руб., что плюс 7 трлн руб.» сообщил глава ФНС Даниил Егоров.
  • Российский рубль и фондовый рынок рухнули до минимумов августа – пишет газета «Ведомости». На фондовом рынке России массовые распродажи: индекс Мосбиржи на 13:31 мск упал на 3,36%, индекс РТС потерял 4,48%. Среди «голубых фишек» сильнее всего подешевели депозитарные расписки TCS Group (7,06%), акции «Газпрома» (4,28%), Сбербанка (4,04%), «Новатэка» (4,09%) и «Татнефти» (2,88%). В тоже время курс рубля превысил 74 руб/доллар впервые с конца августа 2021 года

МНЭ РК представил очередной бессмысленный документ

В начале месяца МНЭ опубликовал проект Концепции управления государственными финансами до 2030 года. Назвать этот документ game-changing сложно. Скорее он носит декларативный характер, и больше напоминает «план плана».

Детали:

Анализ проблем государственных финансов сконцентрирован вокруг трех основных проблем: 1. высокой зависимости бюджета от трансфертов из НФ РК (и его истощения); 2. вопросу пополнения бюджета и эффективности бюджетных затрат; 3. низкой эффективности и прозрачности квазигосударственного сектора

Первую проблему предлагают решить за счет неукоснительного следования правилу о неснижаемом остатке активов НФ РК в размере 30% от ВВП. Напомним, что при базовом сценарии (при цене на нефть не ниже 60 долларов) активы НФ РК к ВВП составят в 2023 году 29,7%, а в 2024 – 28,9%. Соответственно предполагается, что в эти года, согласно концепции объем изъятий из НФ РК будет снижен.

Вопрос пополнения бюджета планируют решить за счет повышения НДС, повышение налоговой нагрузки на ненефтяные отрасли экономики, и повышения налогообложения для ГМК (по всей видимости, по примеру РФ). Также рассмотрят вариант снижение льгот на вывод дивидендов из РК (напомним, что именно через дивиденды из РК ежегодно вытекает десятки миллиардов долларов), и другие меры. Вопрос эффективности бюджетных трат планируют повысить через имплементацию системы блочных бюджетов, а также цифровизацию бюджетных программ, и других относительно «косметических» мер.

Третий вопрос – низкую прозрачность и эффективность квазигосударственного сектора предлагают решить за счет включения в первую очередь ГФСС и ФСМС в республиканский бюджет в качестве внебюджетных фондов. Почему не рассмотрели вопрос включения ФНБ, ЕНПФ, Байтерек, ФПК, КФУ и других крупных внебюджетных фондов остается загадкой. Кроме того, в рамках концепции предлагается ужесточить контроль квазигосударственного сектора в части привлечения внешнего заимствования, а также разработать систему мониторинга квазигосударственного сектора.

В чем слабость документа?

Документ не привносит ничего нового, лишь повторяет то что уже было заявлено в проекте бюджета, послании президента РК и так далее. По большому счету, value added от этой концепции стремится к нулю.

В документе не говорится о сокращении «социальных» расходов бюджета, которые достигли астрономических размеров.

Большинство предлагаемых реформ относительно ужесточения квазигосударственного долга необходимо было вводить еще в начале 2010 годов. Теперь, когда долги уже «сидят» в обязательствах, с ними поделать ничего нельзя, разве что рефинансировать, или проводить пролонгацию.

Кроме того, не понятно по какой причине, но документ предлагает исключить долг НБ РК из государственного, а также перестать трактовать трансферты из НФ РК в качестве интервенций. Логику этих двух мер понять совершенно невозможно, так как они противоречат практике МВФ относительно госдолга, а также относительно понятия «государственные интервенции».

Цифровизация бюджетного процесса – проблема, о которой говорилось уже лет пять назад, а воз и ныне там: декаларируються планы по цифровизации, а конкретные действия теряются в дебрях госаппарата. Примерно аналогичным методом «умерла» инициатива по всеобщей декаларации, или вхождению в 30-ку развитых стран.

Самое интересное в этом документе это раздел «план реализации», который является планом планов – разработать, продумать, придумать и так далее.

Подытоживая, можно сказать, что это поручение президента РК по созданию концепции управления государственными финансами выполнено формально. Реального видения построения стабильной макроэкономической политики государства по всей видимости ни у МНЭ РК, ни у НБ РК нет.

Кроме того, как и множество других документов системы государственного управления, он не отвечает на простой вопрос – какова ответственность госслужащих в случае провала той или иной инициативы. Как всегда, вопрос ответственности является болезненным, и его всячески обходят все госорганы не сговариваясь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие важные новости:

НБ РК опубликовал обзор опроса предприятий за 3 квартал 2021 года. Согласно опросу, большая часть респондентов называет основным препятствием «текущее состояние экономики РК», а источником финансирования – собственные средства. Кроме того, в по всем рассматриваемым отраслям кроме сельского хозяйства замедлились темпы роста объёмов производства. Также отмечено снижение уровня загрузки производственных мощностей во всех отраслях кроме сельского хозяйства, строительства и отрасли транспорта и складирования. Наиболее высокая загрузка производственных мощностей сохраняется в горнодобывающей промышленности.

Хроника закуслисной вражды между Джейми Даймоном из JPMorgan и Илоном Маском– рассказывает The Wall Street Journal. Так, в США начался судебный процесс банка против главы компании Тесла.

Бюджет РФ получит в 2021 году на 7 трлн рублей больше, чем в 2020 году – пишет газета Коммерсантъ. «Если говорить о том, как мы видим завершение года, то поступления, по нашим данным, составят 28 трлн руб., что плюс 7 трлн руб.» сообщил глава ФНС Даниил Егоров.

Российский рубль и фондовый рынок рухнули до минимумов августа – пишет газета «Ведомости». На фондовом рынке России массовые распродажи: индекс Мосбиржи на 13:31 мск упал на 3,36%, индекс РТС потерял 4,48%. Среди «голубых фишек» сильнее всего подешевели депозитарные расписки TCS Group (7,06%), акции «Газпрома» (4,28%), Сбербанка (4,04%), «Новатэка» (4,09%) и «Татнефти» (2,88%). В тоже время курс рубля превысил 74 руб/доллар впервые с конца августа 2021 года

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

АО «Центр транспортного сервиса», являясь одним из крупнейших владельцев подъездных путей, продолжает «стричь» грузоотправителей

The Pulse попытался выяснить, кто зарабатывает на этом.
Подробнее

10.03.2021 г.


ЕЩЕ