Вариант №1: Zero-Sum Game. Так или иначе, эти предприниматели с административной помощью, или без, достигли успеха при предыдущем режиме. И сейчас – когда в стране остро стоит вопрос равенства распределения национального дохода, президент РК предложит им поделиться часть благосостояния с населением, скорее всего через Фонд «Казахстан Халкына». «Конечно, мы ожидаем значительные и регулярные, я подчеркиваю, регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса» - говорил он еще 11 января. Имплементация такого подхода принудительных отчислений в фонд – это очень серьезный сигнал к тревоге, так как такими методами долгосрочные взаимовыгодные отношения с бизнесом не построить, и хотелось бы, чтобы новейшая история страны начиналась в первую очередь с обновления отношений внутри страны на основе новых, более качественных методов. Результат: краткосрочный – заполнение фонда средствами; долгосрочный – отток как инвестиций и так и крупных предпринимателей из страны.
Вариант №2: Win-win situation. Президент РК постарается успокоить и заверить бизнес-элиту, что инвестиции капитала в РК принесет пользу всем слоям общества – и государству, и населению, и предпринимательству. И что с этого момента отношение между бизнесом и властью должны будут строиться с учетом интересов и тех, и других. Показательных казней с одной стороны, и создание очередного списка неприкасаемых с другой не будет, и отношения через призму фискальной политики будет институционализироваться. Результат: краткосрочный – относительно низкая заполняемость фонда; долгосрочный – увеличение как зарубежных инвестиций, так и реинвестиции средств внутри РК, снижение оттока капитала из РК.
Вариант №3 - Разделяй и властвуй. Большой передел активов тех лиц, которые оказались по тем или иным причинам в списках unfavourite. Маловероятный сценарий, так как подобные акции как правило проводятся относительно тихо. Однако именно этот вариант будет означать, что несмотря на смену действующих лиц, методы работы власти остаются прежними. Результат: краткосрочный – перераспределение крупнейших активов внутри страны; долгосрочный – национализация и усиление госкапитализма и авторитаризма.
Почему это важно?
Умение договориться, и найти компромисс выгодный для всех сторон – редкая практика в РК. В истории страны этот метод практически не применялся – и крупные активы страны переходили из одних рук в другие силовым способом. При этом критически важно отойти от этих методов, и научиться работать с теми лицами, которые возможно вызывают личную неприязнь. Следует четко понимать, что другой бизнес элиты, как и политического истеблишмента в стране попусту нет.
Big picture:
По оценкам Credit Suisse отраженных в отчете Global Wealth Report 2021, совокупное богатство граждан РК выросло с $24 млрд в 2000 году до $409 млрд по итогам 2020 года. При этом, 46,3% населения страны обладают богатством до $10 тыс., еще 49,3% - от $10 до $100 тыс., еще 4,2% - от $100 тыс. до $1 млн., и лишь 0,2% - свыше $1 млн.
Вариант №1: Zero-Sum Game. Так или иначе, эти предприниматели с административной помощью, или без, достигли успеха при предыдущем режиме. И сейчас – когда в стране остро стоит вопрос равенства распределения национального дохода, президент РК предложит им поделиться часть благосостояния с населением, скорее всего через Фонд «Казахстан Халкына». «Конечно, мы ожидаем значительные и регулярные, я подчеркиваю, регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса» - говорил он еще 11 января. Имплементация такого подхода принудительных отчислений в фонд – это очень серьезный сигнал к тревоге, так как такими методами долгосрочные взаимовыгодные отношения с бизнесом не построить, и хотелось бы, чтобы новейшая история страны начиналась в первую очередь с обновления отношений внутри страны на основе новых, более качественных методов. Результат: краткосрочный – заполнение фонда средствами; долгосрочный – отток как инвестиций и так и крупных предпринимателей из страны.
Вариант №2: Win-win situation. Президент РК постарается успокоить и заверить бизнес-элиту, что инвестиции капитала в РК принесет пользу всем слоям общества – и государству, и населению, и предпринимательству. И что с этого момента отношение между бизнесом и властью должны будут строиться с учетом интересов и тех, и других. Показательных казней с одной стороны, и создание очередного списка неприкасаемых с другой не будет, и отношения через призму фискальной политики будет институционализироваться. Результат: краткосрочный – относительно низкая заполняемость фонда; долгосрочный – увеличение как зарубежных инвестиций, так и реинвестиции средств внутри РК, снижение оттока капитала из РК.
Вариант №3 - Разделяй и властвуй. Большой передел активов тех лиц, которые оказались по тем или иным причинам в списках unfavourite. Маловероятный сценарий, так как подобные акции как правило проводятся относительно тихо. Однако именно этот вариант будет означать, что несмотря на смену действующих лиц, методы работы власти остаются прежними. Результат: краткосрочный – перераспределение крупнейших активов внутри страны; долгосрочный – национализация и усиление госкапитализма и авторитаризма.
Почему это важно?
Умение договориться, и найти компромисс выгодный для всех сторон – редкая практика в РК. В истории страны этот метод практически не применялся – и крупные активы страны переходили из одних рук в другие силовым способом. При этом критически важно отойти от этих методов, и научиться работать с теми лицами, которые возможно вызывают личную неприязнь. Следует четко понимать, что другой бизнес элиты, как и политического истеблишмента в стране попусту нет.
Big picture:
По оценкам Credit Suisse отраженных в отчете Global Wealth Report 2021, совокупное богатство граждан РК выросло с $24 млрд в 2000 году до $409 млрд по итогам 2020 года. При этом, 46,3% населения страны обладают богатством до $10 тыс., еще 49,3% - от $10 до $100 тыс., еще 4,2% - от $100 тыс. до $1 млн., и лишь 0,2% - свыше $1 млн.
Sponsored By