The Pulse
Загрузка...
Новости
12.01.2022 г.
grafic 1653

От олигополии к транспарентной экономике

Попытаемся сделать небольшой follow-up того, о чем говорил президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем вчерашнем выступлении. В частности, рассмотрим более детально тезисы, связанные с макроэкономическим и социально-экономическим развитием страны. В целом же, можно сказать, что на уровне тезисов большая часть озвученных мер  выглядит ободряющими, однако следует понимать, что как это часто бывало в истории РК, хороший тезис зачастую омрачался плохой имплементацией, и разочаровывал публику уже не раз. Тем не мен

Детали:

  • Президент озвучил ряд необходимых и правильных решений по острым вопросам – ЛРТ, утильсбор, вопросу «Самрук-Казына», Банку развития Казахстана и многое другое – не будем перечислять их все. Они давно назрели, и наконец-то по ним поставили жирную точку.
  • Далее, глава государства признал, что в стране обострилось неравенство, что в значительной степени послужило основой для актов гражданского неповиновения. И судя по выступлению, именно эта цель ставится как краеугольный камень всей монетарной и фискально-бюджетной политик. Очевидно, что проблема низких доходов населения РК - это комплексная и крайне сложная проблема, и требует целого массива реформ – начиная от инъекций государства для ускорения роста МСБ и занятости по стране, заканчивая более активным привлечением FDI.
  • Кроме того, очевидно, что текущая система распределения национального дохода должна быть пересмотрена и должна двигаться в сторону транспарентной экономики. Хотя в своей речи президент не упоминал этот термин, но в целом его выступление говорило именно о построении транспарентной экономики, которая зиждется на принципах децентрализованности и открытости.
  • Понятно, что для изменения структуры экономики и более эффективного распределения природной ренты среди населения необходимо удлинить цепочки добавленной стоимости во всех отраслях экономики, и постепенно увеличивать количество и качество переработки сырья – будь то нефть, газ, металлы, или зерно, в более сложные продукты с более высокой добавленной стоимостью.
  • История экономики учит нас, что для того чтобы перескочить из первичной экономики в более сложную версию, необходима внятная инфраструктурная политика – которая будет пушить и государство и предпринимательство к более сложным формам производства. По большому счету, президент говорил о повышении экспортного потенциала экономики с одной стороны, и политике импортозамещения с другой.

 

Big Picture:

  • Пожалуй, наиболее подходящим индикатором для оценки в данном случае можно считать индекс экономической сложности, которую считают сотрудники Гарвардского университета. Так, методология индекса относительно проста – всей экспортной продукции присуждается баллы PCI (Product complexity index). Чем сложнее продукция – тем больше баллов, и соответственно, выше позиция в ренкинге. Всего классификацию содержит более 1222 видов групп товаров. И к примеру, нефть имеет отрицательный PCI (-2.67), в то время как примеру экспорт фотопластинки и фотопленка принесет в копилку страны имеет наивысший PCI +2,75.  
  • В итоге, индекс экономической сложности РК с начала подсчета самого индекса показывает даунгрейд. Так, в 1995 году Казахстан занимал 57 место в мире. Далее, по мере нефтяного бума, и деградации производственных цепочек особенно в легкой и обрабатывающей промышленности, место РК падало в ренкинге, и достигло 112 места в 2010 году. Далее дела пошли на поправку, и страна начала подниматься в ренкинге, и по итогам 2019 году стоит на 78 месте, все еще не достигнув сложности экономики 1995 года. На топовых позициях находится Япония, Швейцария, Германия, Южная Корея, Сингапур и так далее. Украина занимает 47 место, Россия – 52, Кыргызстан - 66, Армения 76 место.

 

Некоторые тезисы главы государства вызвали тревогу, но они были адресованы не всему населению и бизнесу, а скорее некоторым конкретным лицам. Тем не менее, перечислим их:

  • С одной стороны, глава государства призвал к более активной работе по привлечению иностранного капитала в страну. Однако с другой стороны цитата - «Поэтому поручаю Национальному банку совместно с АРРФР РК обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны» - может несколько усложнить этот процесс, если ответственные органы начнут «перегинать палку». Как мы все прекрасно помним, стремление угодить ЛПР в стране зачастую приводило к обратному эффекту, и в этом вопросе, нужна деликатность, на которую госорганы зачастую не способны в принципе.
  • Кроме того, президент фактически изменил мандат НБ РК - политику свободно плавающего обменного курса. Так, для обеспечения стабильности, НБ РК и АРРФР РК получили право проводить интервенции, что фактически значит переход к режиму частично плавающему обменному курсу. Шаг вперед – два назад. Конечно эти меры должны носить временный характер, однако как известно - «нет ничего более постоянного, чем временное».
  • Третье – это взаимоотношения между государством и предпринимательством, в первую очередь через призму налоговых отчислений. С одной стороны, всем известно, что в РК налогообложение довольно «мягкое». С другой же стороны, нагрузка на ФОТ де-юре являются индивидуальными налогами, де-факто являются бизнесовыми, довольно высоки. Кроме того, в стране множество платежей и скрытых обязательно-принудительных затрат которые лежат на бизнесе. И создание нового социального фонда «Қазақстан халқына» будет лишь увеличивать фактическую нагрузку на бизнес. Как подчеркнул президент - «регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса». Элементы скрытого налогообложения не очень увязываются с элементами построения либерального общества, и в равной степени могут испугать внешних инвесторов, которые будут видеть разницу между налогообложением на бумаге, и в реальности. Понятное дело, что в целом, глава государства адресовал эти меры конкретным лицам, которых просят проявить ответственность перед населением, и поделится частью национального дохода. Однако, в целом, как в случае с общественным договором, договор между бизнесом и властью поставили на «пересмотр», и здесь детали критически важны.
  • Четвертое – вопрос по инфляции. Президент выставил новый таргет – 3-4% до 2025 года. Сейчас, фактически в стране действует режим инфляционного таргетирования вкупе с административными интервенциями в ценообразование в стране, что не есть хорошо. В идеале правительство вообще не должно заниматься ценами, для этого и существует НБ РК. Однако, понятно, что в сельском хозяйстве сложилось практика «субсидии взамен на сдерживание цен». Но если подобные методы начнут распространяться на все отрасли, то это может привезти к катастрофе. Стране нельзя возвращаться к социализму, а наоборот, необходимо двигаться к рыночным отношениям. Иначе бегства капитала, увеличения теневой экономики, и других негативных последствий избежать не удастся.

 

Что хотелось бы услышать, но не услышали:

  • Мало что было сказано об институциональной экономике, и в частности – судебной системе, которая также вызывает множество нареканий. Верховенство закона и честные суды – первый фундаментальный элемент стабильности государства.
  • Также, хотелось услышать видение главы государства относительно эффективности финансового сектора, в котором также наблюдается целый ряд перекосов и дисбалансов, и как результат – раздувание пузыря в потребительском кредитовании, и сжатии корпоративного кредитования. Эти вопросы также требуют решения.

 

Итоги:

Подытоживая, можно сказать, что большая часть выступления президента прошли что называется «на ура». Однако, как быстро и правильно эти месседжи будут реализованы новым правительством – вопрос открытый, и наверное самый важный.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

За 2021 год цены на недвижимость увеличились на 16,6%

По данным БНС АСПиР РК в декабре 2021 года цены на новое жилье выросли на 1,8% за месяц и составили 361,2 тыс. тенге за квадратный метр.  Вторичное жилье подорожало на 2,7% и составило 290,0 тыс. тенге, а стоимость аренды одного «метра» поднялось на 0,8% по сравнении с ноябрем и достигло уровня в 1 928 тенге.

В итоге, за год цены на новостройки выросли на 16,6%, на «вторичку» на 24,3%, и на арендуемую площадь на 17,5%. Всего же за период с аккумулированный индекс цен на первичное жилье составило 65,5%, на вторичное – 83,8%, на арендное жилье – 72,5%. Для сравнения, накопленная инфляция за тот же период составило 68,0%.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие новости:

  • Инфляция в РК в 2021 году составила 8,4% - сообщает БНС АСПиР РК. Понятно, что это выше таргетируемого коридора, но с другой стороны – ниже ожидаемого уровня.
  • Госдеп США потребовал от России разъяснений по поводу учений у границ Украины – пишет газета «Коммерсантъ». Власти США ожидают, что в рамках усилий по деэскалации Россия предоставит разъяснения по поводу учений вблиз границ Украины или вовсе прекратит их, заявил официальный представитель госдепартамента Нед Прайс.
  • Власти Казахстана готовятся к войне против олигархов. Кому и чем это грозит? – пишет газета «Ведомости».

Детали:

Президент озвучил ряд необходимых и правильных решений по острым вопросам – ЛРТ, утильсбор, вопросу «Самрук-Казына», Банку развития Казахстана и многое другое – не будем перечислять их все. Они давно назрели, и наконец-то по ним поставили жирную точку.

Далее, глава государства признал, что в стране обострилось неравенство, что в значительной степени послужило основой для актов гражданского неповиновения. И судя по выступлению, именно эта цель ставится как краеугольный камень всей монетарной и фискально-бюджетной политик. Очевидно, что проблема низких доходов населения РК - это комплексная и крайне сложная проблема, и требует целого массива реформ – начиная от инъекций государства для ускорения роста МСБ и занятости по стране, заканчивая более активным привлечением FDI.

Кроме того, очевидно, что текущая система распределения национального дохода должна быть пересмотрена и должна двигаться в сторону транспарентной экономики. Хотя в своей речи президент не упоминал этот термин, но в целом его выступление говорило именно о построении транспарентной экономики, которая зиждется на принципах децентрализованности и открытости.

Понятно, что для изменения структуры экономики и более эффективного распределения природной ренты среди населения необходимо удлинить цепочки добавленной стоимости во всех отраслях экономики, и постепенно увеличивать количество и качество переработки сырья – будь то нефть, газ, металлы, или зерно, в более сложные продукты с более высокой добавленной стоимостью.

История экономики учит нас, что для того чтобы перескочить из первичной экономики в более сложную версию, необходима внятная инфраструктурная политика – которая будет пушить и государство и предпринимательство к более сложным формам производства. По большому счету, президент говорил о повышении экспортного потенциала экономики с одной стороны, и политике импортозамещения с другой.

Big Picture:

Пожалуй, наиболее подходящим индикатором для оценки в данном случае можно считать индекс экономической сложности, которую считают сотрудники Гарвардского университета. Так, методология индекса относительно проста – всей экспортной продукции присуждается баллы PCI (Product complexity index). Чем сложнее продукция – тем больше баллов, и соответственно, выше позиция в ренкинге. Всего классификацию содержит более 1222 видов групп товаров. И к примеру, нефть имеет отрицательный PCI (-2.67), в то время как примеру экспорт фотопластинки и фотопленка принесет в копилку страны имеет наивысший PCI +2,75.  

В итоге, индекс экономической сложности РК с начала подсчета самого индекса показывает даунгрейд. Так, в 1995 году Казахстан занимал 57 место в мире. Далее, по мере нефтяного бума, и деградации производственных цепочек особенно в легкой и обрабатывающей промышленности, место РК падало в ренкинге, и достигло 112 места в 2010 году. Далее дела пошли на поправку, и страна начала подниматься в ренкинге, и по итогам 2019 году стоит на 78 месте, все еще не достигнув сложности экономики 1995 года. На топовых позициях находится Япония, Швейцария, Германия, Южная Корея, Сингапур и так далее. Украина занимает 47 место, Россия – 52, Кыргызстан - 66, Армения 76 место.

Некоторые тезисы главы государства вызвали тревогу, но они были адресованы не всему населению и бизнесу, а скорее некоторым конкретным лицам. Тем не менее, перечислим их:

С одной стороны, глава государства призвал к более активной работе по привлечению иностранного капитала в страну. Однако с другой стороны цитата - «Поэтому поручаю Национальному банку совместно с АРРФР РК обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны» - может несколько усложнить этот процесс, если ответственные органы начнут «перегинать палку». Как мы все прекрасно помним, стремление угодить ЛПР в стране зачастую приводило к обратному эффекту, и в этом вопросе, нужна деликатность, на которую госорганы зачастую не способны в принципе.

Кроме того, президент фактически изменил мандат НБ РК - политику свободно плавающего обменного курса. Так, для обеспечения стабильности, НБ РК и АРРФР РК получили право проводить интервенции, что фактически значит переход к режиму частично плавающему обменному курсу. Шаг вперед – два назад. Конечно эти меры должны носить временный характер, однако как известно - «нет ничего более постоянного, чем временное».

Третье – это взаимоотношения между государством и предпринимательством, в первую очередь через призму налоговых отчислений. С одной стороны, всем известно, что в РК налогообложение довольно «мягкое». С другой же стороны, нагрузка на ФОТ де-юре являются индивидуальными налогами, де-факто являются бизнесовыми, довольно высоки. Кроме того, в стране множество платежей и скрытых обязательно-принудительных затрат которые лежат на бизнесе. И создание нового социального фонда «Қазақстан халқына» будет лишь увеличивать фактическую нагрузку на бизнес. Как подчеркнул президент - «регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса». Элементы скрытого налогообложения не очень увязываются с элементами построения либерального общества, и в равной степени могут испугать внешних инвесторов, которые будут видеть разницу между налогообложением на бумаге, и в реальности. Понятное дело, что в целом, глава государства адресовал эти меры конкретным лицам, которых просят проявить ответственность перед населением, и поделится частью национального дохода. Однако, в целом, как в случае с общественным договором, договор между бизнесом и властью поставили на «пересмотр», и здесь детали критически важны.

Четвертое – вопрос по инфляции. Президент выставил новый таргет – 3-4% до 2025 года. Сейчас, фактически в стране действует режим инфляционного таргетирования вкупе с административными интервенциями в ценообразование в стране, что не есть хорошо. В идеале правительство вообще не должно заниматься ценами, для этого и существует НБ РК. Однако, понятно, что в сельском хозяйстве сложилось практика «субсидии взамен на сдерживание цен». Но если подобные методы начнут распространяться на все отрасли, то это может привезти к катастрофе. Стране нельзя возвращаться к социализму, а наоборот, необходимо двигаться к рыночным отношениям. Иначе бегства капитала, увеличения теневой экономики, и других негативных последствий избежать не удастся.

Что хотелось бы услышать, но не услышали:

Мало что было сказано об институциональной экономике, и в частности – судебной системе, которая также вызывает множество нареканий. Верховенство закона и честные суды – первый фундаментальный элемент стабильности государства.

Также, хотелось услышать видение главы государства относительно эффективности финансового сектора, в котором также наблюдается целый ряд перекосов и дисбалансов, и как результат – раздувание пузыря в потребительском кредитовании, и сжатии корпоративного кредитования. Эти вопросы также требуют решения.

Итоги:

Подытоживая, можно сказать, что большая часть выступления президента прошли что называется «на ура». Однако, как быстро и правильно эти месседжи будут реализованы новым правительством – вопрос открытый, и наверное самый важный.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

За 2021 год цены на недвижимость увеличились на 16,6%

По данным БНС АСПиР РК в декабре 2021 года цены на новое жилье выросли на 1,8% за месяц и составили 361,2 тыс. тенге за квадратный метр.  Вторичное жилье подорожало на 2,7% и составило 290,0 тыс. тенге, а стоимость аренды одного «метра» поднялось на 0,8% по сравнении с ноябрем и достигло уровня в 1 928 тенге.

В итоге, за год цены на новостройки выросли на 16,6%, на «вторичку» на 24,3%, и на арендуемую площадь на 17,5%. Всего же за период с аккумулированный индекс цен на первичное жилье составило 65,5%, на вторичное – 83,8%, на арендное жилье – 72,5%. Для сравнения, накопленная инфляция за тот же период составило 68,0%.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие новости:

Инфляция в РК в 2021 году составила 8,4% - сообщает БНС АСПиР РК. Понятно, что это выше таргетируемого коридора, но с другой стороны – ниже ожидаемого уровня.

Госдеп США потребовал от России разъяснений по поводу учений у границ Украины – пишет газета «Коммерсантъ». Власти США ожидают, что в рамках усилий по деэскалации Россия предоставит разъяснения по поводу учений вблиз границ Украины или вовсе прекратит их, заявил официальный представитель госдепартамента Нед Прайс.

Власти Казахстана готовятся к войне против олигархов. Кому и чем это грозит? – пишет газета «Ведомости».

Автор статьи: The Pulse

Самое популярное

Бизнес

АО «Центр транспортного сервиса», являясь одним из крупнейших владельцев подъездных путей, продолжает «стричь» грузоотправителей

The Pulse попытался выяснить, кто зарабатывает на этом.
Подробнее

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

ЕЩЕ