The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Новости

12.01.2022 г.

Новости
12.01.2022 г.
grafic 581

От олигополии к транспарентной экономике

Попытаемся сделать небольшой follow-up того, о чем говорил президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем вчерашнем выступлении. В частности, рассмотрим более детально тезисы, связанные с макроэкономическим и социально-экономическим развитием страны. В целом же, можно сказать, что на уровне тезисов большая часть озвученных мер  выглядит ободряющими, однако следует понимать, что как это часто бывало в истории РК, хороший тезис зачастую омрачался плохой имплементацией, и разочаровывал публику уже не раз. Тем не мен

Детали:

  • Президент озвучил ряд необходимых и правильных решений по острым вопросам – ЛРТ, утильсбор, вопросу «Самрук-Казына», Банку развития Казахстана и многое другое – не будем перечислять их все. Они давно назрели, и наконец-то по ним поставили жирную точку.
  • Далее, глава государства признал, что в стране обострилось неравенство, что в значительной степени послужило основой для актов гражданского неповиновения. И судя по выступлению, именно эта цель ставится как краеугольный камень всей монетарной и фискально-бюджетной политик. Очевидно, что проблема низких доходов населения РК - это комплексная и крайне сложная проблема, и требует целого массива реформ – начиная от инъекций государства для ускорения роста МСБ и занятости по стране, заканчивая более активным привлечением FDI.
  • Кроме того, очевидно, что текущая система распределения национального дохода должна быть пересмотрена и должна двигаться в сторону транспарентной экономики. Хотя в своей речи президент не упоминал этот термин, но в целом его выступление говорило именно о построении транспарентной экономики, которая зиждется на принципах децентрализованности и открытости.
  • Понятно, что для изменения структуры экономики и более эффективного распределения природной ренты среди населения необходимо удлинить цепочки добавленной стоимости во всех отраслях экономики, и постепенно увеличивать количество и качество переработки сырья – будь то нефть, газ, металлы, или зерно, в более сложные продукты с более высокой добавленной стоимостью.
  • История экономики учит нас, что для того чтобы перескочить из первичной экономики в более сложную версию, необходима внятная инфраструктурная политика – которая будет пушить и государство и предпринимательство к более сложным формам производства. По большому счету, президент говорил о повышении экспортного потенциала экономики с одной стороны, и политике импортозамещения с другой.

 

Big Picture:

  • Пожалуй, наиболее подходящим индикатором для оценки в данном случае можно считать индекс экономической сложности, которую считают сотрудники Гарвардского университета. Так, методология индекса относительно проста – всей экспортной продукции присуждается баллы PCI (Product complexity index). Чем сложнее продукция – тем больше баллов, и соответственно, выше позиция в ренкинге. Всего классификацию содержит более 1222 видов групп товаров. И к примеру, нефть имеет отрицательный PCI (-2.67), в то время как примеру экспорт фотопластинки и фотопленка принесет в копилку страны имеет наивысший PCI +2,75.  
  • В итоге, индекс экономической сложности РК с начала подсчета самого индекса показывает даунгрейд. Так, в 1995 году Казахстан занимал 57 место в мире. Далее, по мере нефтяного бума, и деградации производственных цепочек особенно в легкой и обрабатывающей промышленности, место РК падало в ренкинге, и достигло 112 места в 2010 году. Далее дела пошли на поправку, и страна начала подниматься в ренкинге, и по итогам 2019 году стоит на 78 месте, все еще не достигнув сложности экономики 1995 года. На топовых позициях находится Япония, Швейцария, Германия, Южная Корея, Сингапур и так далее. Украина занимает 47 место, Россия – 52, Кыргызстан - 66, Армения 76 место.

 

Некоторые тезисы главы государства вызвали тревогу, но они были адресованы не всему населению и бизнесу, а скорее некоторым конкретным лицам. Тем не менее, перечислим их:

  • С одной стороны, глава государства призвал к более активной работе по привлечению иностранного капитала в страну. Однако с другой стороны цитата - «Поэтому поручаю Национальному банку совместно с АРРФР РК обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны» - может несколько усложнить этот процесс, если ответственные органы начнут «перегинать палку». Как мы все прекрасно помним, стремление угодить ЛПР в стране зачастую приводило к обратному эффекту, и в этом вопросе, нужна деликатность, на которую госорганы зачастую не способны в принципе.
  • Кроме того, президент фактически изменил мандат НБ РК - политику свободно плавающего обменного курса. Так, для обеспечения стабильности, НБ РК и АРРФР РК получили право проводить интервенции, что фактически значит переход к режиму частично плавающему обменному курсу. Шаг вперед – два назад. Конечно эти меры должны носить временный характер, однако как известно - «нет ничего более постоянного, чем временное».
  • Третье – это взаимоотношения между государством и предпринимательством, в первую очередь через призму налоговых отчислений. С одной стороны, всем известно, что в РК налогообложение довольно «мягкое». С другой же стороны, нагрузка на ФОТ де-юре являются индивидуальными налогами, де-факто являются бизнесовыми, довольно высоки. Кроме того, в стране множество платежей и скрытых обязательно-принудительных затрат которые лежат на бизнесе. И создание нового социального фонда «Қазақстан халқына» будет лишь увеличивать фактическую нагрузку на бизнес. Как подчеркнул президент - «регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса». Элементы скрытого налогообложения не очень увязываются с элементами построения либерального общества, и в равной степени могут испугать внешних инвесторов, которые будут видеть разницу между налогообложением на бумаге, и в реальности. Понятное дело, что в целом, глава государства адресовал эти меры конкретным лицам, которых просят проявить ответственность перед населением, и поделится частью национального дохода. Однако, в целом, как в случае с общественным договором, договор между бизнесом и властью поставили на «пересмотр», и здесь детали критически важны.
  • Четвертое – вопрос по инфляции. Президент выставил новый таргет – 3-4% до 2025 года. Сейчас, фактически в стране действует режим инфляционного таргетирования вкупе с административными интервенциями в ценообразование в стране, что не есть хорошо. В идеале правительство вообще не должно заниматься ценами, для этого и существует НБ РК. Однако, понятно, что в сельском хозяйстве сложилось практика «субсидии взамен на сдерживание цен». Но если подобные методы начнут распространяться на все отрасли, то это может привезти к катастрофе. Стране нельзя возвращаться к социализму, а наоборот, необходимо двигаться к рыночным отношениям. Иначе бегства капитала, увеличения теневой экономики, и других негативных последствий избежать не удастся.

 

Что хотелось бы услышать, но не услышали:

  • Мало что было сказано об институциональной экономике, и в частности – судебной системе, которая также вызывает множество нареканий. Верховенство закона и честные суды – первый фундаментальный элемент стабильности государства.
  • Также, хотелось услышать видение главы государства относительно эффективности финансового сектора, в котором также наблюдается целый ряд перекосов и дисбалансов, и как результат – раздувание пузыря в потребительском кредитовании, и сжатии корпоративного кредитования. Эти вопросы также требуют решения.

 

Итоги:

Подытоживая, можно сказать, что большая часть выступления президента прошли что называется «на ура». Однако, как быстро и правильно эти месседжи будут реализованы новым правительством – вопрос открытый, и наверное самый важный.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

За 2021 год цены на недвижимость увеличились на 16,6%

По данным БНС АСПиР РК в декабре 2021 года цены на новое жилье выросли на 1,8% за месяц и составили 361,2 тыс. тенге за квадратный метр.  Вторичное жилье подорожало на 2,7% и составило 290,0 тыс. тенге, а стоимость аренды одного «метра» поднялось на 0,8% по сравнении с ноябрем и достигло уровня в 1 928 тенге.

В итоге, за год цены на новостройки выросли на 16,6%, на «вторичку» на 24,3%, и на арендуемую площадь на 17,5%. Всего же за период с 2013-2021 гг аккумулированный индекс цен на первичное жилье составило 65,5%, на вторичное – 83,8%, на арендное жилье – 72,5%. Для сравнения, накопленная инфляция за тот же период составило 68,0%.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие новости:

  • Инфляция в РК в 2021 году составила 8,4% - сообщает БНС АСПиР РК. Понятно, что это выше таргетируемого коридора, но с другой стороны – ниже ожидаемого уровня.
  • Госдеп США потребовал от России разъяснений по поводу учений у границ Украины – пишет газета «Коммерсантъ». Власти США ожидают, что в рамках усилий по деэскалации Россия предоставит разъяснения по поводу учений вблиз границ Украины или вовсе прекратит их, заявил официальный представитель госдепартамента Нед Прайс.
  • Власти Казахстана готовятся к войне против олигархов. Кому и чем это грозит? – пишет газета «Ведомости».

Детали:

Президент озвучил ряд необходимых и правильных решений по острым вопросам – ЛРТ, утильсбор, вопросу «Самрук-Казына», Банку развития Казахстана и многое другое – не будем перечислять их все. Они давно назрели, и наконец-то по ним поставили жирную точку.

Далее, глава государства признал, что в стране обострилось неравенство, что в значительной степени послужило основой для актов гражданского неповиновения. И судя по выступлению, именно эта цель ставится как краеугольный камень всей монетарной и фискально-бюджетной политик. Очевидно, что проблема низких доходов населения РК - это комплексная и крайне сложная проблема, и требует целого массива реформ – начиная от инъекций государства для ускорения роста МСБ и занятости по стране, заканчивая более активным привлечением FDI.

Кроме того, очевидно, что текущая система распределения национального дохода должна быть пересмотрена и должна двигаться в сторону транспарентной экономики. Хотя в своей речи президент не упоминал этот термин, но в целом его выступление говорило именно о построении транспарентной экономики, которая зиждется на принципах децентрализованности и открытости.

Понятно, что для изменения структуры экономики и более эффективного распределения природной ренты среди населения необходимо удлинить цепочки добавленной стоимости во всех отраслях экономики, и постепенно увеличивать количество и качество переработки сырья – будь то нефть, газ, металлы, или зерно, в более сложные продукты с более высокой добавленной стоимостью.

История экономики учит нас, что для того чтобы перескочить из первичной экономики в более сложную версию, необходима внятная инфраструктурная политика – которая будет пушить и государство и предпринимательство к более сложным формам производства. По большому счету, президент говорил о повышении экспортного потенциала экономики с одной стороны, и политике импортозамещения с другой.

Big Picture:

Пожалуй, наиболее подходящим индикатором для оценки в данном случае можно считать индекс экономической сложности, которую считают сотрудники Гарвардского университета. Так, методология индекса относительно проста – всей экспортной продукции присуждается баллы PCI (Product complexity index). Чем сложнее продукция – тем больше баллов, и соответственно, выше позиция в ренкинге. Всего классификацию содержит более 1222 видов групп товаров. И к примеру, нефть имеет отрицательный PCI (-2.67), в то время как примеру экспорт фотопластинки и фотопленка принесет в копилку страны имеет наивысший PCI +2,75.  

В итоге, индекс экономической сложности РК с начала подсчета самого индекса показывает даунгрейд. Так, в 1995 году Казахстан занимал 57 место в мире. Далее, по мере нефтяного бума, и деградации производственных цепочек особенно в легкой и обрабатывающей промышленности, место РК падало в ренкинге, и достигло 112 места в 2010 году. Далее дела пошли на поправку, и страна начала подниматься в ренкинге, и по итогам 2019 году стоит на 78 месте, все еще не достигнув сложности экономики 1995 года. На топовых позициях находится Япония, Швейцария, Германия, Южная Корея, Сингапур и так далее. Украина занимает 47 место, Россия – 52, Кыргызстан - 66, Армения 76 место.

Некоторые тезисы главы государства вызвали тревогу, но они были адресованы не всему населению и бизнесу, а скорее некоторым конкретным лицам. Тем не менее, перечислим их:

С одной стороны, глава государства призвал к более активной работе по привлечению иностранного капитала в страну. Однако с другой стороны цитата - «Поэтому поручаю Национальному банку совместно с АРРФР РК обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны» - может несколько усложнить этот процесс, если ответственные органы начнут «перегинать палку». Как мы все прекрасно помним, стремление угодить ЛПР в стране зачастую приводило к обратному эффекту, и в этом вопросе, нужна деликатность, на которую госорганы зачастую не способны в принципе.

Кроме того, президент фактически изменил мандат НБ РК - политику свободно плавающего обменного курса. Так, для обеспечения стабильности, НБ РК и АРРФР РК получили право проводить интервенции, что фактически значит переход к режиму частично плавающему обменному курсу. Шаг вперед – два назад. Конечно эти меры должны носить временный характер, однако как известно - «нет ничего более постоянного, чем временное».

Третье – это взаимоотношения между государством и предпринимательством, в первую очередь через призму налоговых отчислений. С одной стороны, всем известно, что в РК налогообложение довольно «мягкое». С другой же стороны, нагрузка на ФОТ де-юре являются индивидуальными налогами, де-факто являются бизнесовыми, довольно высоки. Кроме того, в стране множество платежей и скрытых обязательно-принудительных затрат которые лежат на бизнесе. И создание нового социального фонда «Қазақстан халқына» будет лишь увеличивать фактическую нагрузку на бизнес. Как подчеркнул президент - «регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса». Элементы скрытого налогообложения не очень увязываются с элементами построения либерального общества, и в равной степени могут испугать внешних инвесторов, которые будут видеть разницу между налогообложением на бумаге, и в реальности. Понятное дело, что в целом, глава государства адресовал эти меры конкретным лицам, которых просят проявить ответственность перед населением, и поделится частью национального дохода. Однако, в целом, как в случае с общественным договором, договор между бизнесом и властью поставили на «пересмотр», и здесь детали критически важны.

Четвертое – вопрос по инфляции. Президент выставил новый таргет – 3-4% до 2025 года. Сейчас, фактически в стране действует режим инфляционного таргетирования вкупе с административными интервенциями в ценообразование в стране, что не есть хорошо. В идеале правительство вообще не должно заниматься ценами, для этого и существует НБ РК. Однако, понятно, что в сельском хозяйстве сложилось практика «субсидии взамен на сдерживание цен». Но если подобные методы начнут распространяться на все отрасли, то это может привезти к катастрофе. Стране нельзя возвращаться к социализму, а наоборот, необходимо двигаться к рыночным отношениям. Иначе бегства капитала, увеличения теневой экономики, и других негативных последствий избежать не удастся.

Что хотелось бы услышать, но не услышали:

Мало что было сказано об институциональной экономике, и в частности – судебной системе, которая также вызывает множество нареканий. Верховенство закона и честные суды – первый фундаментальный элемент стабильности государства.

Также, хотелось услышать видение главы государства относительно эффективности финансового сектора, в котором также наблюдается целый ряд перекосов и дисбалансов, и как результат – раздувание пузыря в потребительском кредитовании, и сжатии корпоративного кредитования. Эти вопросы также требуют решения.

Итоги:

Подытоживая, можно сказать, что большая часть выступления президента прошли что называется «на ура». Однако, как быстро и правильно эти месседжи будут реализованы новым правительством – вопрос открытый, и наверное самый важный.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

За 2021 год цены на недвижимость увеличились на 16,6%

По данным БНС АСПиР РК в декабре 2021 года цены на новое жилье выросли на 1,8% за месяц и составили 361,2 тыс. тенге за квадратный метр.  Вторичное жилье подорожало на 2,7% и составило 290,0 тыс. тенге, а стоимость аренды одного «метра» поднялось на 0,8% по сравнении с ноябрем и достигло уровня в 1 928 тенге.

В итоге, за год цены на новостройки выросли на 16,6%, на «вторичку» на 24,3%, и на арендуемую площадь на 17,5%. Всего же за период с 2013-2021 гг аккумулированный индекс цен на первичное жилье составило 65,5%, на вторичное – 83,8%, на арендное жилье – 72,5%. Для сравнения, накопленная инфляция за тот же период составило 68,0%.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие новости:

Инфляция в РК в 2021 году составила 8,4% - сообщает БНС АСПиР РК. Понятно, что это выше таргетируемого коридора, но с другой стороны – ниже ожидаемого уровня.

Госдеп США потребовал от России разъяснений по поводу учений у границ Украины – пишет газета «Коммерсантъ». Власти США ожидают, что в рамках усилий по деэскалации Россия предоставит разъяснения по поводу учений вблиз границ Украины или вовсе прекратит их, заявил официальный представитель госдепартамента Нед Прайс.

Власти Казахстана готовятся к войне против олигархов. Кому и чем это грозит? – пишет газета «Ведомости».

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

Казахстанец открыл в США банк «для детей»

Как обучить детей финансовой грамотности?
Подробнее

18.03.2021 г.

ЕЩЕ