The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Новости

27.12.2021 г.

Новости
27.12.2021 г.
grafic 1814

За счет каких средств Правительство планирует финансировать нацпроекты?

На прошлой неделе, МНЭ РК и НБ РК, видимо, сговорившись, выпустили ряд материалов о пользе Концепции по управлению государственными финансами.

С проектом данной концепции можете ознакомиться тут

Детали:

  • Министр национальной экономики Асет Иргалиев на прошлой неделе рассказал в Сенате о 4 блоках поправок по вопросам госуправления и бюджетного процесса: первый блок касается системы государственного управления и ее сопряжения с новыми национальными проектами; второй блок относительно бюджетной «бережливости» которая касается вводимого правила о неснижаемого остатка НФ от ВВП в размере 30% от ВВП и других инициативах, которые нашли свое отражение в Концепции по управлению госфинансами; третье – это межбюджетные отношения, и инициатива по тому, что доля районных бюджетов от областного, должна быть не менее 50%; четвертый блок – инициативе по усилению прав заемщиков и совершенствованию механизма объективной оценки залогового имущества.
  • В тоже время, директор департамента финстабильности НБ РК Олжас Кубенбаев рассказал о двух бюджетных правилах которые вводятся в новой концепции:
    • Первый предусматривает установление ограничения на размер гарантированного трансферта из Нацфонда, на уровне, не превышающем размер поступлений в Нацфонд от нефтяного сектора при цене отсечения (расчетной цене на нефть), обеспечивающей достаточный уровень консерватизма.
    • Второй устанавливает прямое ограничение на темпы роста государственных расходов на уровне долгосрочного экономического роста, скорректированного на долгосрочную цель по инфляции. Это, кроме повышения бюджетной дисциплины, позволит повысить уровень координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик.
  • Как видно, в РК наметилось редкое созвучие позиций министерства экономики и центрального банка которые хотят ограничить изъятия из НФ РК. Казалось бы – цель благородная, и все правильно, только вот наличие очевидных лазеек и других факторов, вызывает сомнение в том, удастся ли удержать правительство от постоянных посягательство на активы нефтяного фонда.
  • Во-первых – вышеназванные бюджетные правила касаются только гарантированных трансфертов. Видимо о целевых трансфертах все позабыли?
  • В тоже время, президент РК в своем последнем послании озвучил ряд инициатив – такие как повышение заработных плат, обучение 100 тыс. новых IT-специалистов, строительство 1 тыс. новых школ, и другие меры, которые вошли в национальные проекты. Так, для реализации национальных проектов требуется 49 трлн тенге. Из них 13,1 трлн тенге - это деньги из республиканского бюджета. Откуда взять остальные почти 36 трлн тенге – остается открытым.
  • Идея национальных проектов тянется к нам из России. Так, сейчас в РФ в работе 14 нацпроектов. Суть нацпроектов – использовать различные источники финансирования. Так, в РФ примерно 50% бюджета нацпроектов дает федеральный бюджет, 30% - внебюджетные ресурсы – читай частный сектор, 20% - выделят местные бюджеты, и оставшиеся 10% - государственные небюджетные фонды (вроде российского ФНБ).
  • «Эксперт РА» провел анализ нацпроектов в РФ и прошел к следующим выводам: «Эмпирические исследования, свидетельствуют о том, что эффективность государственных расходов для повышения темпов экономического роста зависит от типа самих затрат: мультипликативный эффект производительных расходов (на инфраструктуру, здравоохранение, образование и так далее) существенно больше, чем у непроизводительных (на национальную оборону, безопасность, социальную политику и так далее). В процессе расходования средств на инфраструктуру или здравоохранение накапливается капитал, физический или человеческий, который положительно влияет на развитие экономики в будущих периодах. Расходы на национальную оборону или социальную политику в свою очередь не способствуют накоплению подобного капитала, поэтому их влияние на экономический рост значительно ниже. Более того, согласно некоторым исследованиям, по российским данным, а значит, с учетом особенностей экономики РФ расходы на национальную оборону и социальную политику влияют на экономический рост негативно».
  • Проводилось ли оценка нацпроектов в таком аспекте - сказать сложно, но знание процессов в РК позволяют предположить, что такую работу также не сделали.
  • Кроме того, в проектах нацпроектов как говорилось выше – указано два источника - республиканский бюджет – примерно 27%, и частные средства – оставшиеся 73%. Почему нет данных по финансированию нацпроектов из местных бюджетов, почему нет данных по финансированию нацпроектов из средств ФНБ и Байтерека, и есть ли согласие бизнеса внести 36 трлн тенге в предстоящие 4 года для софинансирования нацпроектов – остается открытым вопрос.
  • Как обычно это бывает в Казахстане, проект документа и его детали непроработаны, а чиновники бегут докладывать об эфемерных успехах, вроде прогнозируемого роста ВВП от реализации нацпроектов. А в случае провала, что по всей видимости и будет результатом нацпроектов, все свалят на типичную причину – недостаток финансирования.
  • И последнее – возвращаясь к самой концепции следует также упомянуть другое бюджетное правило, о котором ни министр, ни представитель НБ РК не рассказали. Это объем государственного долга, который необходимо держать на уровне 40% к ВВП. При этом, из методики подсчета госдолга предлагают вычленить долг центробанка. Это очень важная инициатива, о котором почему то не говорят. При этом, на сегодня, уровень госдолга к ВВП составляет 25%.

 

Итоги:

Учитывая вышесказанное, можно сделать вполне обоснованное предположение, что недостающее финансирование нацпроектов будет покрываться за счет трех источников: целевых трансфертов из НФ РК, второе – госдолга, в виде долга правительства или центрального банка, третье – за счет «принудительного участия» бизнеса – которое будет идти через повышение налоговых ставок. И все это безобразие преподносится государством обществу – бизнесу и населению как «реформа».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Worst-case scenario по уровня госдолга

Как говорилось выше, на текущий момент для финансирования нацпроектов непонятно откуда взять еще 36 трлн тенге. Согласно статбюллетеню МФ РК на 1 ноября 2021 года – госдолг РК составляет 51,9 млрд долларов США з которых 32 млрд – внутренний госдолг, и 19,1 млрд  - внешний государственный. По отношению к ВВП за 3 кв. 2021 года этот долг составит 27,6%.  

Допустим, что пополнение Нацфонда и бюджета РК будет идти не очень позитивными темпами, а бизнес и население будет всячески сопротивляться повышению налоговых ставок, и у правительства останется лишь единственный выход – заимствование.

Возьмем прогнозные данные из ПСЭР РК на 2022-2026 года относительно ВВП РК, который по итогам 2021 года должен составить 188,9 млрд долларов, и далее постепенно вырасти до 260,8 млрд долларов по итогам 2025 года.

Соответственно, что будет, если правительство решит максимально закредитоваться в рамках правила «40% от ВВП» к 2025 года, прибавляя по 3% от ВВП с 2022-2025 года. Также допустим, что доля внутреннего долга будет составлять 65%, а внешнего – оставшиеся 35% как это было в 2020 году.

Тогда, по нашим расчетам, госдолг вырастет в количественном показателе с текущих 51,9 млрд долларов почти вдвое – и достигнет 104,2 млрд. Причем внутренний госдолг вырастет с до 67,8 млрд, а внешний до 36,5 млрд.

В итоге, кредитный шоппинг правительства может принести дополнительно еще 52,3 млрд долларов, что по текущему курсу составит 22,6 трлн тенге. В таком случае, из не хватающих 36 трлн. до 2025 года необходимо будет найти еще 13,4 трлн тенге, которые можно будет частично изъять из НФ РК, частично у нацхолдингов, а частично – у бизнеса.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие важные новости:

  • Акиматы продолжают привлекать средства по ставками ниже базовой. Так, в прошлую пятницу, муниципиальные облигации города Алматы (1,3 млрд тенге), Туркестанской (1,9 млрд тенге) и Карагандинской областей (200 млн) были выпущены с доходностью в 7,1%.
  • В Сенате обсудили вопрос снижения стрессовых активов. «Хотя оценочно размер стрессовых активов составлял 7,1% от активов банковской системы, что по мнению АРРФР РК не представляет угрозы для финансовой стабильности Казахстана, все же имеется значительный объем стрессовых активов, который необходимо вернуть в экономику рыночными методами, тем самым высвободив капитал для дальнейшего кредитования», - отметила председатель Комитета Сената по финансам и бюджету Ольга Перепечина.
  • Кадыров высказался за присоединение Украины к России – сообщает газета «Коммерсантъ». Украина — это «наш народ» и «наша территория», заявил глава Чечни Рамзан Кадыров. Он сказал, что Украину следует присоединить к России в случае продолжения текущей политики украинского президента Владимира Зеленского, и заявил о готовности сил республики «выехать и выполнить приказ».
  • Глава Evergrande Group заявил о восстановлении темпов строительства – передает агентство Reuters. По его словам, до конца декабря в Китае будут сданы 39 тыс. единиц недвижимости против 10 тыс. в течении последних трех месяцев.

С проектом данной концепции можете ознакомиться тут

Детали:

Министр национальной экономики Асет Иргалиев на прошлой неделе рассказал в Сенате о 4 блоках поправок по вопросам госуправления и бюджетного процесса: первый блок касается системы государственного управления и ее сопряжения с новыми национальными проектами; второй блок относительно бюджетной «бережливости» которая касается вводимого правила о неснижаемого остатка НФ от ВВП в размере 30% от ВВП и других инициативах, которые нашли свое отражение в Концепции по управлению госфинансами; третье – это межбюджетные отношения, и инициатива по тому, что доля районных бюджетов от областного, должна быть не менее 50%; четвертый блок – инициативе по усилению прав заемщиков и совершенствованию механизма объективной оценки залогового имущества.

В тоже время, директор департамента финстабильности НБ РК Олжас Кубенбаев рассказал о двух бюджетных правилах которые вводятся в новой концепции:

Первый предусматривает установление ограничения на размер гарантированного трансферта из Нацфонда, на уровне, не превышающем размер поступлений в Нацфонд от нефтяного сектора при цене отсечения (расчетной цене на нефть), обеспечивающей достаточный уровень консерватизма.

Второй устанавливает прямое ограничение на темпы роста государственных расходов на уровне долгосрочного экономического роста, скорректированного на долгосрочную цель по инфляции. Это, кроме повышения бюджетной дисциплины, позволит повысить уровень координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик.

Как видно, в РК наметилось редкое созвучие позиций министерства экономики и центрального банка которые хотят ограничить изъятия из НФ РК. Казалось бы – цель благородная, и все правильно, только вот наличие очевидных лазеек и других факторов, вызывает сомнение в том, удастся ли удержать правительство от постоянных посягательство на активы нефтяного фонда.

Во-первых – вышеназванные бюджетные правила касаются только гарантированных трансфертов. Видимо о целевых трансфертах все позабыли?

В тоже время, президент РК в своем последнем послании озвучил ряд инициатив – такие как повышение заработных плат, обучение 100 тыс. новых IT-специалистов, строительство 1 тыс. новых школ, и другие меры, которые вошли в национальные проекты. Так, для реализации национальных проектов требуется 49 трлн тенге. Из них 13,1 трлн тенге - это деньги из республиканского бюджета. Откуда взять остальные почти 36 трлн тенге – остается открытым.

Идея национальных проектов тянется к нам из России. Так, сейчас в РФ в работе 14 нацпроектов. Суть нацпроектов – использовать различные источники финансирования. Так, в РФ примерно 50% бюджета нацпроектов дает федеральный бюджет, 30% - внебюджетные ресурсы – читай частный сектор, 20% - выделят местные бюджеты, и оставшиеся 10% - государственные небюджетные фонды (вроде российского ФНБ).

«Эксперт РА» провел анализ нацпроектов в РФ и прошел к следующим выводам: «Эмпирические исследования, свидетельствуют о том, что эффективность государственных расходов для повышения темпов экономического роста зависит от типа самих затрат: мультипликативный эффект производительных расходов (на инфраструктуру, здравоохранение, образование и так далее) существенно больше, чем у непроизводительных (на национальную оборону, безопасность, социальную политику и так далее). В процессе расходования средств на инфраструктуру или здравоохранение накапливается капитал, физический или человеческий, который положительно влияет на развитие экономики в будущих периодах. Расходы на национальную оборону или социальную политику в свою очередь не способствуют накоплению подобного капитала, поэтому их влияние на экономический рост значительно ниже. Более того, согласно некоторым исследованиям, по российским данным, а значит, с учетом особенностей экономики РФ расходы на национальную оборону и социальную политику влияют на экономический рост негативно».

Проводилось ли оценка нацпроектов в таком аспекте - сказать сложно, но знание процессов в РК позволяют предположить, что такую работу также не сделали.

Кроме того, в проектах нацпроектов как говорилось выше – указано два источника - республиканский бюджет – примерно 27%, и частные средства – оставшиеся 73%. Почему нет данных по финансированию нацпроектов из местных бюджетов, почему нет данных по финансированию нацпроектов из средств ФНБ и Байтерека, и есть ли согласие бизнеса внести 36 трлн тенге в предстоящие 4 года для софинансирования нацпроектов – остается открытым вопрос.

Как обычно это бывает в Казахстане, проект документа и его детали непроработаны, а чиновники бегут докладывать об эфемерных успехах, вроде прогнозируемого роста ВВП от реализации нацпроектов. А в случае провала, что по всей видимости и будет результатом нацпроектов, все свалят на типичную причину – недостаток финансирования.

И последнее – возвращаясь к самой концепции следует также упомянуть другое бюджетное правило, о котором ни министр, ни представитель НБ РК не рассказали. Это объем государственного долга, который необходимо держать на уровне 40% к ВВП. При этом, из методики подсчета госдолга предлагают вычленить долг центробанка. Это очень важная инициатива, о котором почему то не говорят. При этом, на сегодня, уровень госдолга к ВВП составляет 25%.

 

Итоги:

Учитывая вышесказанное, можно сделать вполне обоснованное предположение, что недостающее финансирование нацпроектов будет покрываться за счет трех источников: целевых трансфертов из НФ РК, второе – госдолга, в виде долга правительства или центрального банка, третье – за счет «принудительного участия» бизнеса – которое будет идти через повышение налоговых ставок. И все это безобразие преподносится государством обществу – бизнесу и населению как «реформа».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Worst-case scenario по уровня госдолга

Как говорилось выше, на текущий момент для финансирования нацпроектов непонятно откуда взять еще 36 трлн тенге. Согласно статбюллетеню МФ РК на 1 ноября 2021 года – госдолг РК составляет 51,9 млрд долларов США з которых 32 млрд – внутренний госдолг, и 19,1 млрд  - внешний государственный. По отношению к ВВП за 3 кв. 2021 года этот долг составит 27,6%.  

Допустим, что пополнение Нацфонда и бюджета РК будет идти не очень позитивными темпами, а бизнес и население будет всячески сопротивляться повышению налоговых ставок, и у правительства останется лишь единственный выход – заимствование.

Возьмем прогнозные данные из ПСЭР РК на 2022-2026 года относительно ВВП РК, который по итогам 2021 года должен составить 188,9 млрд долларов, и далее постепенно вырасти до 260,8 млрд долларов по итогам 2025 года.

Соответственно, что будет, если правительство решит максимально закредитоваться в рамках правила «40% от ВВП» к 2025 года, прибавляя по 3% от ВВП с 2022-2025 года. Также допустим, что доля внутреннего долга будет составлять 65%, а внешнего – оставшиеся 35% как это было в 2020 году.

Тогда, по нашим расчетам, госдолг вырастет в количественном показателе с текущих 51,9 млрд долларов почти вдвое – и достигнет 104,2 млрд. Причем внутренний госдолг вырастет с до 67,8 млрд, а внешний до 36,5 млрд.

В итоге, кредитный шоппинг правительства может принести дополнительно еще 52,3 млрд долларов, что по текущему курсу составит 22,6 трлн тенге. В таком случае, из не хватающих 36 трлн. до 2025 года необходимо будет найти еще 13,4 трлн тенге, которые можно будет частично изъять из НФ РК, частично у нацхолдингов, а частично – у бизнеса.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие важные новости:

Акиматы продолжают привлекать средства по ставками ниже базовой. Так, в прошлую пятницу, муниципиальные облигации города Алматы (1,3 млрд тенге), Туркестанской (1,9 млрд тенге) и Карагандинской областей (200 млн) были выпущены с доходностью в 7,1%.

В Сенате обсудили вопрос снижения стрессовых активов. «Хотя оценочно размер стрессовых активов составлял 7,1% от активов банковской системы, что по мнению АРРФР РК не представляет угрозы для финансовой стабильности Казахстана, все же имеется значительный объем стрессовых активов, который необходимо вернуть в экономику рыночными методами, тем самым высвободив капитал для дальнейшего кредитования», - отметила председатель Комитета Сената по финансам и бюджету Ольга Перепечина.

Кадыров высказался за присоединение Украины к России – сообщает газета «Коммерсантъ». Украина — это «наш народ» и «наша территория», заявил глава Чечни Рамзан Кадыров. Он сказал, что Украину следует присоединить к России в случае продолжения текущей политики украинского президента Владимира Зеленского, и заявил о готовности сил республики «выехать и выполнить приказ».

Глава Evergrande Group заявил о восстановлении темпов строительства – передает агентство Reuters. По его словам, до конца декабря в Китае будут сданы 39 тыс. единиц недвижимости против 10 тыс. в течении последних трех месяцев.

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

АО «Центр транспортного сервиса», являясь одним из крупнейших владельцев подъездных путей, продолжает «стричь» грузоотправителей

The Pulse попытался выяснить, кто зарабатывает на этом.
Подробнее

10.03.2021 г.

ЕЩЕ