The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Экономика

29.03.2021 г.

Экономика
29.03.2021 г.
grafic 1564

Chokepoints – «бутылочные горлышки» мировой морской торговли

23 марта контейнеровоз Ever Given застрял в Суэцком канале и заблокировал его. Новостные ленты переполнены информацией о возможных убытках для экспортеров и импортеров нефти и других грузов, перемещаемых морским путем. Но Суэцкий канал не является единственным «бутылочным горлышком» мировой морской торговли. Есть еще как минимум шесть подобных chokepoints.

Chokepoints или геостратегические точки — это географические объекты, области или территории, обладание которыми дает существенное военное или экономическое преимущество. В контексте международной торговли, осуществляемой морем — а на сегодня это наиболее рентабельный способ перевозки грузов — речь идет о проливах и каналах.

U.S. Energy Information Administration (EIA) уже несколько лет анализирует объемы перемещаемой через эти «бутылочные горлышки» нефти, отражая их в своих отчетах “World Oil Transit Chokepoints”. Согласно последнему из них, вышедшему в июле 2017 года, объемы нефти и нефтепродуктов, транспортируемые через chokepoints, выглядят как это показано на карте и в таблице 1.

Ормузский пролив

Расположенный между Оманом и Ираном, он соединяет Персидский залив с Оманским заливом и Арабским морем.

Через пролив, по данным “World Oil Transit Chokepoints”, проходит порядка 30% нефти, доставляемой морским путем. EIA оценивает, что около 80% сырой нефти, проходящей через Ормузский залив, направляется на азиатские рынки, в основном, в Китай, Японию, Индию, Южную Корею и Сингапур.

Объем проходимой через залив нефти, достигнув в 2016 году пикового значения в 18,5 млн баррелей в день, уже в 2018 году составил лишь 16,8 млн, по данным Lloyd's List Intelligence и Financial Times.

Согласно “Statistical Review of World Energy 2017” компании British Petroleum, Катар экспортировал через пролив 3,7 трлн кубических футов сжиженного природного газа (СПГ) в 2016 году, что составило более 30% всей мировой торговли СПГ.

В самом узком месте пролив имеет ширину в 54 километра, при этом ширина двух коридоров составляет всего 2,5 км. Однако, он является достаточно глубоким и широким, чтобы позволить пройти самым крупным нефтяным танкерам.

Малаккский пролив

Расположен между Индонезией, Малайзией, Сингапуром и соединяет Индийский океан с Южно-Китайским морем и Тихим океаном.

Через пролив проходит кратчайший морской путь между поставщиками из Персидского залива и азиатскими рынками, главным образом, Китаем, Японией, Южной Кореей и Индонезией.

Сырая нефть составляет 85–90% от перевозимых нефти и нефтепродуктов. В 2018 году объем транспортируемой через залив нефти достиг 15,7 млн баррелей в день, что больше, чем в 2011–2015 годах, но меньше, чем двумя годами ранее.

В наиболее узком месте — в Филиппинском канале — ширина составляет 2,5 км, создавая естественное «бутылочное горлышко» с потенциальной угрозой столкновения с землей и разлива нефти. Согласно данным International Maritime Bureau's Piracy Reporting Centre, пиратство все еще представляет собой угрозу для танкеров и судов, проходящих по Малаккскому проливу.

Если вдруг пролив будет заблокирован, то около половины мирового флота будет вынуждено обходить Индонезийский архипелаг через Ломбокский пролив или через пролив Зунда между Явой и Суматрой. Изменение маршрута может существенно сократить мировые судоходные мощности, увеличив расходы на транспортировку и оказав значительный эффект на цены на энергоносители.

Малаккский пролив также является важнейшим транзитным маршрутом для сжиженного природного газа из Персидского залива и Африки, главным образом, Катара, в страны Юго-Восточной Азии. Крупнейшими импортерами СПГ являются Япония и Южная Корея.

Суэцкий канал и нефтепровод SUMED

Расположен в Египте и соединяет Красное море и Суэцкий залив со Средиземным морем.

В 2016 году, согласно “World Oil Transit Chokepoints”, сырая нефть и нефтепродукты занимали 17% всех перевозок через Суэц, а СПГ — 6%.  В 2018 году через Суэцкий канал перевезли 4,6 млн баррелей в день, что существенно меньше, чем в 2014–2016 годах.

При этом экспорт из стран Персидского залива в 2016 году занимал 84% транзита нефти через Суэцкий канал на север, что на 5% больше, чем в 2013 году. Крупнейшими импортерами в северном направлении являлись европейские страны (78%) и США (14%).

В обратном южном направлении структура поставок нефти через канал выглядит следующим образом: Россия — 17%, Турция — 15%, Алжир и Ливия — 12%, Нидерланды — 11%. Крупнейшими импортерами в южном направлении являются Сингапур, Китай и Индия, вместе занимающие более 50% потока.

Канал не способен пропускать крупные нефтяные танкеры классов ULCC (Ultra Large Crude Carrier) и VLCC (Very Large Crude Carrier). Однако в 2010 году администрация канала увеличила его глубину до 20,1 метра, что позволило проходить 60% существующих нефтяных танкеров.

Нефтепровод SUMED, протяженностью в 321 км и с пропускной мощностью в 2,3 млн баррелей в день, транспортирует нефть из Красного моря в Средиземное. Он является совместным предприятием Egyptian General Petroleum Corporation (50%), Saudi Aramco (15%), Abu Dhabi's International Petroleum Investment Company (15%), кувейтских компаний (15%), Qatar Petroleum (5%).

Нефтепровод является единственной альтернативой Суэцкому каналу для транспортировки нефти из Красного моря в Средиземное. Полностью груженные танкеры класса VLCC также используют нефтепровод SUMED для облегчения своего веса.

Одновременное закрытие обоих маршрутов способно направить нефтяные танкеры в обход Африки через мыс Доброй Надежды, добавляя дополнительные 5000 км к транспортировке из Саудовской Аравии в США и, по данным IEA, 15 дней к транзиту в Европу и 8–10 дней — в США.

Баб-эль-Мандебский пролив

Находится между Африканским рогом и Ближним Востоком, на стратегической линии сообщения между Средиземным морем и Индийским океаном. Пролив расположен между Йеменом, Джибути, Эритреей и соединяет Красное море с Аденским заливом и Арабским морем.

Через пролив проходит весь экспорт из Персидского залива, направляющийся транзитом в Суэцкий канал и нефтепровод SUMED. В 2018 году 4,8 млн баррелей в день сырой нефти и нефтепродуктов прошли через залив, что соответствует уровню 2016 года.

Ширина пролива в самом узком месте составляет 29 км, ограничивая трафик танкеров в обоих направлениях (на север и юг) полосой в 2,5 км. Перекрытие пролива перенаправит танкеры из Персидского залива в обход Африки. В свою очередь европейский и североамериканский нефтяные транзиты, следующие на юг, не будут иметь прямого пути в азиатские страны.

Турецкие проливы

Более 80% от перевозимых через заливы нефти и нефтепродуктов составляет сырая нефть.

Всего же объем нефти, прошедший через Босфор и Дарданеллы, в 2018 году составил 2,7 млн баррелей в день, увеличившись на 12,5% с 2016 года.

Только 0,8 км составляет ширина в самом узком месте, к тому же турецкие заливы считаются самыми труднопроходимыми в мире из-за извилистого побережья. 48 тыс. судов ежегодно проходит через турецкие заливы, что делает это место самым заполненным проливом в мире.

Панамский канал

Канал является важнейшим путем сообщения, соединяющим Тихий океан с Карибским морем и Атлантическим океаном. Протяженность канала составляет 81,6 км и лишь 33,5 метров ширины в самом узком месте.

Более 13 тыс. судов проходит через канал ежегодно, перевозя порядка 200 млн тонн грузов. Товары, направляемые в и из США, составляют 67% от всех перевозок через канал. На втором месте — Китай с 19%.

В 2016 году нефть и нефтепродукты составляли 27% от грузов, перевозимых через Панамский канал, причем эта доля возросла в полтора раза с 2013 года.

Альтернативами Панамскому каналу являются Магелланов пролив, мыс Горн и пролив Дрейка на южной оконечности Южной Америки, но эти маршруты существенно увеличивают время и стоимость транзита, добавляя к путешествию почти 15 тыс. км.

Датские проливы

Включают в себя ряд каналов, соединяющих Балтийское море с Северным. Являются важнейшим маршрутом для экспорта российской нефти в Европу.

Россия переместила существенную часть экспорта нефти в свои балтийские порты после открытия порта в Приморске в 2005 году. В 2011 году экспорт нефти из Приморска составлял половину объема, отправляемого через датские проливы, но уже в 2016 году эта доля снизилась до 32%.

Небольшое количество нефти из Норвегии и Великобритании в свою очередь отправляется в восточном направлении — в скандинавские страны.

Chokepoints или геостратегические точки — это географические объекты, области или территории, обладание которыми дает существенное военное или экономическое преимущество. В контексте международной торговли, осуществляемой морем — а на сегодня это наиболее рентабельный способ перевозки грузов — речь идет о проливах и каналах.

U.S. Energy Information Administration (EIA) уже несколько лет анализирует объемы перемещаемой через эти «бутылочные горлышки» нефти, отражая их в своих отчетах “World Oil Transit Chokepoints”. Согласно последнему из них, вышедшему в июле 2017 года, объемы нефти и нефтепродуктов, транспортируемые через chokepoints, выглядят как это показано на карте и в таблице 1.

Ормузский пролив

Расположенный между Оманом и Ираном, он соединяет Персидский залив с Оманским заливом и Арабским морем.

Через пролив, по данным “World Oil Transit Chokepoints”, проходит порядка 30% нефти, доставляемой морским путем. EIA оценивает, что около 80% сырой нефти, проходящей через Ормузский залив, направляется на азиатские рынки, в основном, в Китай, Японию, Индию, Южную Корею и Сингапур.

Объем проходимой через залив нефти, достигнув в 2016 году пикового значения в 18,5 млн баррелей в день, уже в 2018 году составил лишь 16,8 млн, по данным Lloyd's List Intelligence и Financial Times.

Согласно “Statistical Review of World Energy 2017” компании British Petroleum, Катар экспортировал через пролив 3,7 трлн кубических футов сжиженного природного газа (СПГ) в 2016 году, что составило более 30% всей мировой торговли СПГ.

В самом узком месте пролив имеет ширину в 54 километра, при этом ширина двух коридоров составляет всего 2,5 км. Однако, он является достаточно глубоким и широким, чтобы позволить пройти самым крупным нефтяным танкерам.

Малаккский пролив

Расположен между Индонезией, Малайзией, Сингапуром и соединяет Индийский океан с Южно-Китайским морем и Тихим океаном.

Через пролив проходит кратчайший морской путь между поставщиками из Персидского залива и азиатскими рынками, главным образом, Китаем, Японией, Южной Кореей и Индонезией.

Сырая нефть составляет 85–90% от перевозимых нефти и нефтепродуктов. В 2018 году объем транспортируемой через залив нефти достиг 15,7 млн баррелей в день, что больше, чем в 2011–2015 годах, но меньше, чем двумя годами ранее.

В наиболее узком месте — в Филиппинском канале — ширина составляет 2,5 км, создавая естественное «бутылочное горлышко» с потенциальной угрозой столкновения с землей и разлива нефти. Согласно данным International Maritime Bureau's Piracy Reporting Centre, пиратство все еще представляет собой угрозу для танкеров и судов, проходящих по Малаккскому проливу.

Если вдруг пролив будет заблокирован, то около половины мирового флота будет вынуждено обходить Индонезийский архипелаг через Ломбокский пролив или через пролив Зунда между Явой и Суматрой. Изменение маршрута может существенно сократить мировые судоходные мощности, увеличив расходы на транспортировку и оказав значительный эффект на цены на энергоносители.

Малаккский пролив также является важнейшим транзитным маршрутом для сжиженного природного газа из Персидского залива и Африки, главным образом, Катара, в страны Юго-Восточной Азии. Крупнейшими импортерами СПГ являются Япония и Южная Корея.

Суэцкий канал и нефтепровод SUMED

Расположен в Египте и соединяет Красное море и Суэцкий залив со Средиземным морем.

В 2016 году, согласно “World Oil Transit Chokepoints”, сырая нефть и нефтепродукты занимали 17% всех перевозок через Суэц, а СПГ — 6%.  В 2018 году через Суэцкий канал перевезли 4,6 млн баррелей в день, что существенно меньше, чем в 2014–2016 годах.

При этом экспорт из стран Персидского залива в 2016 году занимал 84% транзита нефти через Суэцкий канал на север, что на 5% больше, чем в 2013 году. Крупнейшими импортерами в северном направлении являлись европейские страны (78%) и США (14%).

В обратном южном направлении структура поставок нефти через канал выглядит следующим образом: Россия — 17%, Турция — 15%, Алжир и Ливия — 12%, Нидерланды — 11%. Крупнейшими импортерами в южном направлении являются Сингапур, Китай и Индия, вместе занимающие более 50% потока.

Канал не способен пропускать крупные нефтяные танкеры классов ULCC (Ultra Large Crude Carrier) и VLCC (Very Large Crude Carrier). Однако в 2010 году администрация канала увеличила его глубину до 20,1 метра, что позволило проходить 60% существующих нефтяных танкеров.

Нефтепровод SUMED, протяженностью в 321 км и с пропускной мощностью в 2,3 млн баррелей в день, транспортирует нефть из Красного моря в Средиземное. Он является совместным предприятием Egyptian General Petroleum Corporation (50%), Saudi Aramco (15%), Abu Dhabi's International Petroleum Investment Company (15%), кувейтских компаний (15%), Qatar Petroleum (5%).

Нефтепровод является единственной альтернативой Суэцкому каналу для транспортировки нефти из Красного моря в Средиземное. Полностью груженные танкеры класса VLCC также используют нефтепровод SUMED для облегчения своего веса.

Одновременное закрытие обоих маршрутов способно направить нефтяные танкеры в обход Африки через мыс Доброй Надежды, добавляя дополнительные 5000 км к транспортировке из Саудовской Аравии в США и, по данным IEA, 15 дней к транзиту в Европу и 8–10 дней — в США.

Баб-эль-Мандебский пролив

Находится между Африканским рогом и Ближним Востоком, на стратегической линии сообщения между Средиземным морем и Индийским океаном. Пролив расположен между Йеменом, Джибути, Эритреей и соединяет Красное море с Аденским заливом и Арабским морем.

Через пролив проходит весь экспорт из Персидского залива, направляющийся транзитом в Суэцкий канал и нефтепровод SUMED. В 2018 году 4,8 млн баррелей в день сырой нефти и нефтепродуктов прошли через залив, что соответствует уровню 2016 года.

Ширина пролива в самом узком месте составляет 29 км, ограничивая трафик танкеров в обоих направлениях (на север и юг) полосой в 2,5 км. Перекрытие пролива перенаправит танкеры из Персидского залива в обход Африки. В свою очередь европейский и североамериканский нефтяные транзиты, следующие на юг, не будут иметь прямого пути в азиатские страны.

Турецкие проливы

Более 80% от перевозимых через заливы нефти и нефтепродуктов составляет сырая нефть.

Всего же объем нефти, прошедший через Босфор и Дарданеллы, в 2018 году составил 2,7 млн баррелей в день, увеличившись на 12,5% с 2016 года.

Только 0,8 км составляет ширина в самом узком месте, к тому же турецкие заливы считаются самыми труднопроходимыми в мире из-за извилистого побережья. 48 тыс. судов ежегодно проходит через турецкие заливы, что делает это место самым заполненным проливом в мире.

Панамский канал

Канал является важнейшим путем сообщения, соединяющим Тихий океан с Карибским морем и Атлантическим океаном. Протяженность канала составляет 81,6 км и лишь 33,5 метров ширины в самом узком месте.

Более 13 тыс. судов проходит через канал ежегодно, перевозя порядка 200 млн тонн грузов. Товары, направляемые в и из США, составляют 67% от всех перевозок через канал. На втором месте — Китай с 19%.

В 2016 году нефть и нефтепродукты составляли 27% от грузов, перевозимых через Панамский канал, причем эта доля возросла в полтора раза с 2013 года.

Альтернативами Панамскому каналу являются Магелланов пролив, мыс Горн и пролив Дрейка на южной оконечности Южной Америки, но эти маршруты существенно увеличивают время и стоимость транзита, добавляя к путешествию почти 15 тыс. км.

Датские проливы

Включают в себя ряд каналов, соединяющих Балтийское море с Северным. Являются важнейшим маршрутом для экспорта российской нефти в Европу.

Россия переместила существенную часть экспорта нефти в свои балтийские порты после открытия порта в Приморске в 2005 году. В 2011 году экспорт нефти из Приморска составлял половину объема, отправляемого через датские проливы, но уже в 2016 году эта доля снизилась до 32%.

Небольшое количество нефти из Норвегии и Великобритании в свою очередь отправляется в восточном направлении — в скандинавские страны.

Автор статьи: Талгат Ергалиев
Подписаться:

Самое популярное

Мнение

Ашаршылык: геноцид и миссия казахов

Борьба за правовое формулирование геноцида продолжается
Подробнее

26.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Спрос на пенсионные деньги предъявляет в основном государство

Конкуренция банков и нацкомпаний за длинную тенговую ликвидность осталась в прошлом
Подробнее

15.01.2021 г.

ЕЩЕ