The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Экономика

18.06.2021 г.

Экономика
18.06.2021 г.
grafic 2538

Оценка воздействия на конкуренцию: почему растут цены

За последний год, с одной стороны, вновь создан отдельный госорган по защите конкуренции, с другой – наблюдается неконтролируемый рост цен на продукты питания, строительные материалы и другие товары.

В международной практике госполитика по защите конкуренции сопровождается таким аналитическим инструментом, как оценка воздействия на конкуренцию (ОВК). В Казахстане она кажется еще не применялась, нет утвержденной методики, но, как минимум, может осуществляться в рамках действующего инструмента – анализа регуляторного воздействия (АРВ). Какие же вопросы рассматривает ОВК и где ее можно применять?

Для начала стоит посмотреть на функции созданного в октябре 2020 года Агентства по защите и развитию конкуренции.

В Положении об Агентстве (утверждено Указом Президента РК № 428 от 5 октября 2020 года), в частности, есть следующие функции, направленные на анализ рынков и условий конкуренции:

  • анализ состояния конкуренции на товарных рынках;
  • анализ и мониторинг деятельности субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке;
  • утверждение методики по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке с определением критериев взаимозаменяемости товаров, доступности их приобретения, а также границ товарного рынка, в отношении финансовых организаций – по согласованию с АРРФР РК;
  • разработка и утверждение методики анализа общественно значимых рынков;
  • разработка и утверждение методики по проведению обследования товарных рынков, на которых будут создаваться госпредприятия;
  • разработка и утверждение методики оценки экономической концентрации на товарных рынках;
  • разработка и утверждение методики оценки экономической концентрации на финансовых рынках по согласованию с АРРФР РК;
  • выявление монопольно высокой (низкой), монопсонически низкой цены, установленной субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение;
  • разработка и утверждение методик по выявлению монопольно высокой (низкой) цены и монопсонически низкой цены.

Как видно, самой оценки воздействия на конкуренцию в этих функциях пока нет, но, стоит ожидать, что именно Агентство по защите и развитию конкуренции, а также Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) будут использовать ОВК в своей деятельности – либо как отдельный инструмент, для которого нужна будет разработка своей методологии, либо в рамках АРВ.

Что же оценивает ОВК?

Еще 22 октября 2009 года ОЭСР утвердил рекомендацию по оценке воздействия на конкуренцию. В этом документе, в частности, приведены следующие рекомендации странам-участникам:

  • выявление действующих или предлагаемых мер государственной политики, которые без нужды ограничивают конкуренцию;
  • пересмотр мер государственной политики, без нужды ограничивающих конкуренцию.

ОЭСР разработал «Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию», включающий два тома – «Принципы» и «Руководство». Во втором томе дается детальное техническое руководство по ключевым вопросам, а в «Принципах» раскрываются основные подходы, о чем пара слов ниже.

В методике в качестве первого шага применяется ряд пороговых вопросов – «Контрольный список вопросов по воздействию на конкуренцию», показывающих в каких ситуациях предлагаемое регулирование может потенциально нанести ущерб конкуренции. Данный список помогает разработчикам на раннем этапе сосредоточить внимание на потенциальных проблемах для конкуренции в процессе выработки соответствующих документов.

Дополнительная оценка воздействия на конкуренцию должна проводиться в том случае, если рассматриваемое предложение ведет к одному из четырех следующих последствий.

(А) Ограничивает количество или круг поставщиков

Это вероятно в том случае, если предложение:

1. Предоставляет поставщику эксклюзивные права на поставку товаров или услуг.

2. Вводит процесс лицензирования, получения разрешения или согласования в качестве условия для начала деятельности.

3. Ограничивает способность некоторых видов поставщиков предоставлять товары или услуги.

4. Существенно повышает стоимость входа поставщика на рынок или выхода с него.

5. Создает географический барьер, ограничивающий возможность компаний поставлять товары, услуги или рабочую силу, а также инвестировать капитал.

(В) Ограничивает способность поставщиков вести конкуренцию

Это вероятно в том случае, если предложение:

1. Ограничивает способность продавцов устанавливать цены на товары или услуги.

2. Ограничивает свободу поставщиков осуществлять рекламу или маркетинг своих товаров или услуг.

3. Устанавливает стандарты качества товара, несправедливо дающие одним поставщикам преимущество перед другими или превышающие уровень, который выбрали бы некоторые хорошо информированные потребители.

4. Значительно повышает производственные затраты для одних поставщиков по сравнению с затратами других (особенно ставя действующих участников рынка в особые условия по сравнению с новичками).

(С) Снижает заинтересованность поставщиков в энергичной конкуренции

Это возможно в том случае, если предложение:

1. Создает режим саморегулирования или совместного регулирования.

2. Требует или поощряет публикацию информации о выпуске, ценах, обороте или затратах поставщиков.

3. Выводит из-под положений общего закона о конкуренции деятельность какой-то отдельной отрасли или группы поставщиков.

(D) Ограничивает выбор потребителей и доступную для них информацию

Это возможно в том случае, если предложение:

1. Ограничивает способность потребителей решать, у кого они будут покупать товар.

2. Снижает способность потребителей переходить от одних поставщиков товаров или услуг к другим, повышая явную или подразумеваемую стоимость такого перехода.

3. Коренным образом меняет информацию, требуемую для того, чтобы покупатели могли эффективно совершать покупки.

 

Возможные сферы применения ОВК

Потенциальные сферы применения оценки воздействия на конкуренцию в Казахстане на самом деле многочисленны.

Прежде всего ОВК может выступать одним из разделов анализа регуляторного воздействия, который с 2015 года «легально», на основе методики Министерства национальной экономики, используется госорганами, НПП и бизнесом. В частности, в тех АРВ, которые рассматривают регулирование, напрямую затрагивающее интересы потребителей товаров и услуг.

С 2016 года госорганами осуществляется инвентаризация госфункций для передачи в конкурентную среду или саморегулируемые организации. Уже передано несколько десятков функций, и во многих случаях речь идет о трансформации «рынков» оказания услуг со стороны госкомпаний. «Рынки» становятся рынками, но с изначально сильно деформированной конкуренцией, что ОВК может замерить.

Уже несколько лет осуществляется масштабная приватизация нацкомпаний, компаний с госучастием, вплоть до социальных объектов. Во главу угла ставятся вопросы получения дохода от реализации госсобственности и снятия обременения с бюджета. Но, как и в случае с передачей госфункций в конкурентную среду, нацкомпания, ставшая частной, первоначально сохраняет свое монопольное или привилегированное положение на рынке и в отрасли/подотрасли. Что должно замеряться с помощью ОВК – на момент приватизации и периодически в дальнейшем.

Казахстанские компании конкурируют не только между собой, но и прежде всего в одном или схожем экономическом пространстве с фирмами из стран-участниц ЕАЭС. И здесь вопросы конкуренции встают порой очень остро, а ОВК может стать инструментом защиты интересов своего бизнеса любой из стран-участниц.

Уже ряд лет ВОЗ осуществляет настойчивую и последовательную политику по борьбе с неинфекционными заболеваниями (см. статью на сайте «Краткая история борьбы ВОЗ и НИЗ»), в рамках которой ужесточается регулирование потребления табака, алкоголя, сахара, соли (натрия), трансжирных кислот (ТЖК). В некоторых случаях меры, способствующие сокращению потребления, также ухудшают конкурентную среду, и ОВК способен помочь определить разумные рамки таких ограничений.

«Цифровая» и «зеленая» экономики, в последние годы активно развивающиеся во всем мире и в Казахстане, с позиции регулирования во многом являются Terra Incognita – и для разработчиков, и для бизнеса, и для потребителей. Развитие технологий и опережает написанные правила, и изменяет форматы потребления товаров и услуг, и даже потребительское поведение. «Платформенная» бизнес-модель, по которой развиваются многие IT-бизнесы, по своей сути всегда будет стремиться к той или иной форме монополии.  И ОВК здесь возможно будет больше востребована потребительскими сообществами и группами, чем бизнесом или госорганами, которые все равно не будут поспевать за технологическими изменениями.

И, наконец, уровнем ниже по масштабу, но не по важности, находятся региональные рынки товаров и услуг – в областях, городах, районах. Учитывая более простую для понимания конкурентную среду в них, здесь можно было бы массово применять ОВК-light, упрощенную форму анализа, доступную, например, для малого бизнеса.

В общем, оценка воздействия на конкуренцию – важный инструмент как госрегулирования, так и отстаивания интересов потребителей и бизнеса, потенциально имеющий обширную практику применения. Стоит надеяться, что ОВК в скором времени начнет использоваться всеми заинтересованными сторонами.

В международной практике госполитика по защите конкуренции сопровождается таким аналитическим инструментом, как оценка воздействия на конкуренцию (ОВК). В Казахстане она кажется еще не применялась, нет утвержденной методики, но, как минимум, может осуществляться в рамках действующего инструмента – анализа регуляторного воздействия (АРВ). Какие же вопросы рассматривает ОВК и где ее можно применять?

Для начала стоит посмотреть на функции созданного в октябре 2020 года Агентства по защите и развитию конкуренции.

В Положении об Агентстве (утверждено Указом Президента РК № 428 от 5 октября 2020 года), в частности, есть следующие функции, направленные на анализ рынков и условий конкуренции:

- анализ состояния конкуренции на товарных рынках;

- анализ и мониторинг деятельности субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке;

- утверждение методики по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке с определением критериев взаимозаменяемости товаров, доступности их приобретения, а также границ товарного рынка, в отношении финансовых организаций – по согласованию с АРРФР РК;

- разработка и утверждение методики анализа общественно значимых рынков;

- разработка и утверждение методики по проведению обследования товарных рынков, на которых будут создаваться госпредприятия;

- разработка и утверждение методики оценки экономической концентрации на товарных рынках;

- разработка и утверждение методики оценки экономической концентрации на финансовых рынках по согласованию с АРРФР РК;

- выявление монопольно высокой (низкой), монопсонически низкой цены, установленной субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение;

- разработка и утверждение методик по выявлению монопольно высокой (низкой) цены и монопсонически низкой цены.

Как видно, самой оценки воздействия на конкуренцию в этих функциях пока нет, но, стоит ожидать, что именно Агентство по защите и развитию конкуренции, а также Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) будут использовать ОВК в своей деятельности – либо как отдельный инструмент, для которого нужна будет разработка своей методологии, либо в рамках АРВ.

Что же оценивает ОВК?

Еще 22 октября 2009 года ОЭСР утвердил рекомендацию по оценке воздействия на конкуренцию. В этом документе, в частности, приведены следующие рекомендации странам-участникам:

выявление действующих или предлагаемых мер государственной политики, которые без нужды ограничивают конкуренцию;

пересмотр мер государственной политики, без нужды ограничивающих конкуренцию.

ОЭСР разработал «Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию», включающий два тома – «Принципы» и «Руководство». Во втором томе дается детальное техническое руководство по ключевым вопросам, а в «Принципах» раскрываются основные подходы, о чем пара слов ниже.

В методике в качестве первого шага применяется ряд пороговых вопросов – «Контрольный список вопросов по воздействию на конкуренцию», показывающих в каких ситуациях предлагаемое регулирование может потенциально нанести ущерб конкуренции. Данный список помогает разработчикам на раннем этапе сосредоточить внимание на потенциальных проблемах для конкуренции в процессе выработки соответствующих документов.

Дополнительная оценка воздействия на конкуренцию должна проводиться в том случае, если рассматриваемое предложение ведет к одному из четырех следующих последствий.

(А) Ограничивает количество или круг поставщиков

Это вероятно в том случае, если предложение:

1. Предоставляет поставщику эксклюзивные права на поставку товаров или услуг.

2. Вводит процесс лицензирования, получения разрешения или согласования в качестве условия для начала деятельности.

3. Ограничивает способность некоторых видов поставщиков предоставлять товары или услуги.

4. Существенно повышает стоимость входа поставщика на рынок или выхода с него.

5. Создает географический барьер, ограничивающий возможность компаний поставлять товары, услуги или рабочую силу, а также инвестировать капитал.

(В) Ограничивает способность поставщиков вести конкуренцию

Это вероятно в том случае, если предложение:

1. Ограничивает способность продавцов устанавливать цены на товары или услуги.

2. Ограничивает свободу поставщиков осуществлять рекламу или маркетинг своих товаров или услуг.

3. Устанавливает стандарты качества товара, несправедливо дающие одним поставщикам преимущество перед другими или превышающие уровень, который выбрали бы некоторые хорошо информированные потребители.

4. Значительно повышает производственные затраты для одних поставщиков по сравнению с затратами других (особенно ставя действующих участников рынка в особые условия по сравнению с новичками).

(С) Снижает заинтересованность поставщиков в энергичной конкуренции

Это возможно в том случае, если предложение:

1. Создает режим саморегулирования или совместного регулирования.

2. Требует или поощряет публикацию информации о выпуске, ценах, обороте или затратах поставщиков.

3. Выводит из-под положений общего закона о конкуренции деятельность какой-то отдельной отрасли или группы поставщиков.

(D) Ограничивает выбор потребителей и доступную для них информацию

Это возможно в том случае, если предложение:

1. Ограничивает способность потребителей решать, у кого они будут покупать товар.

2. Снижает способность потребителей переходить от одних поставщиков товаров или услуг к другим, повышая явную или подразумеваемую стоимость такого перехода.

3. Коренным образом меняет информацию, требуемую для того, чтобы покупатели могли эффективно совершать покупки.

 

Возможные сферы применения ОВК

Потенциальные сферы применения оценки воздействия на конкуренцию в Казахстане на самом деле многочисленны.

Прежде всего ОВК может выступать одним из разделов анализа регуляторного воздействия, который с 2015 года «легально», на основе методики Министерства национальной экономики, используется госорганами, НПП и бизнесом. В частности, в тех АРВ, которые рассматривают регулирование, напрямую затрагивающее интересы потребителей товаров и услуг.

С 2016 года госорганами осуществляется инвентаризация госфункций для передачи в конкурентную среду или саморегулируемые организации. Уже передано несколько десятков функций, и во многих случаях речь идет о трансформации «рынков» оказания услуг со стороны госкомпаний. «Рынки» становятся рынками, но с изначально сильно деформированной конкуренцией, что ОВК может замерить.

Уже несколько лет осуществляется масштабная приватизация нацкомпаний, компаний с госучастием, вплоть до социальных объектов. Во главу угла ставятся вопросы получения дохода от реализации госсобственности и снятия обременения с бюджета. Но, как и в случае с передачей госфункций в конкурентную среду, нацкомпания, ставшая частной, первоначально сохраняет свое монопольное или привилегированное положение на рынке и в отрасли/подотрасли. Что должно замеряться с помощью ОВК – на момент приватизации и периодически в дальнейшем.

Казахстанские компании конкурируют не только между собой, но и прежде всего в одном или схожем экономическом пространстве с фирмами из стран-участниц ЕАЭС. И здесь вопросы конкуренции встают порой очень остро, а ОВК может стать инструментом защиты интересов своего бизнеса любой из стран-участниц.

Уже ряд лет ВОЗ осуществляет настойчивую и последовательную политику по борьбе с неинфекционными заболеваниями (см. статью на сайте «Краткая история борьбы ВОЗ и НИЗ»), в рамках которой ужесточается регулирование потребления табака, алкоголя, сахара, соли (натрия), трансжирных кислот (ТЖК). В некоторых случаях меры, способствующие сокращению потребления, также ухудшают конкурентную среду, и ОВК способен помочь определить разумные рамки таких ограничений.

«Цифровая» и «зеленая» экономики, в последние годы активно развивающиеся во всем мире и в Казахстане, с позиции регулирования во многом являются Terra Incognita – и для разработчиков, и для бизнеса, и для потребителей. Развитие технологий и опережает написанные правила, и изменяет форматы потребления товаров и услуг, и даже потребительское поведение. «Платформенная» бизнес-модель, по которой развиваются многие IT-бизнесы, по своей сути всегда будет стремиться к той или иной форме монополии.  И ОВК здесь возможно будет больше востребована потребительскими сообществами и группами, чем бизнесом или госорганами, которые все равно не будут поспевать за технологическими изменениями.

И, наконец, уровнем ниже по масштабу, но не по важности, находятся региональные рынки товаров и услуг – в областях, городах, районах. Учитывая более простую для понимания конкурентную среду в них, здесь можно было бы массово применять ОВК-light, упрощенную форму анализа, доступную, например, для малого бизнеса.

В общем, оценка воздействия на конкуренцию – важный инструмент как госрегулирования, так и отстаивания интересов потребителей и бизнеса, потенциально имеющий обширную практику применения. Стоит надеяться, что ОВК в скором времени начнет использоваться всеми заинтересованными сторонами.

Автор статьи: Талгат Ергалиев
Подписаться:

Самое популярное

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Мнение

Ашаршылык: геноцид и миссия казахов

Борьба за правовое формулирование геноцида продолжается
Подробнее

26.02.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.


ЕЩЕ