The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Экономика

01.04.2021 г.

Экономика
01.04.2021 г.
grafic 2445

Продукты питания прибавили в стоимости: Top-15

Одним из наблюдаемых и переживаемых всеми эффектов от пандемии является рост цен на товары первой необходимости. К их числу прежде всего относятся продукты питания. В прошлом году они выросли почти по всему ассортименту, тем любопытнее будет рассмотреть некоторые из них.

В таблице представлены top-15 продуктов питания и напитков, потребительские цены на которые больше всего выросли в 2020 году. Помимо индексов потребительских цен, по ним также указана структура ресурсов и использования, включающая, соответственно, производство и импорт, экспорт и реализацию на внутреннем рынке. Ресурсы и их использование позволяют увидеть возможные причины изменения цен — динамика по импорту и экспорту, прирост/снижение по производству и реализации на внутреннем рынке.

В статье использованы данные Национального бюро статистики АСПиР РК и International Trade Centre.

Рост цен на крупы (гречневую, пшенную, манную), возможно, объясняется ажиотажем в первые недели карантинных мер, когда население начало скупать продукты впрок. У гречки давно уже репутация «продукта на случай ЧС», наверное, это и объясняет такой большой рост цены на нее — на 50%.

Импорт яблок сократился с 144 до 101 тыс. т, в основном из-за снижения импорта из Польши (с 83 до 50 тыс. т) и Узбекистана (с 42 до 11 тыс. т). В свою очередь польский экспорт по всему миру также уменьшился с 974 до 657 тыс. т, причем самое значительное его падение наблюдается во II и III кварталах — с 313 до 153 тыс. т и с 103 до 37 тыс. т соответственно.

По апельсинам импорт даже возрос — с 6,2 до 6,5 тыс. т, сократившись лишь в IV квартале — традиционном периоде повышенного потребления цитрусовых на новогодние праздники — с 2,7 до 1,7 тыс. т. Снижение произошло во многом из-за Турции, чей экспорт сократился в этом квартале почти вдвое.

Импорт лимонов также сократился только в IV квартале — вдвое: с 2,6 до 1,3 тыс. т, показав по году даже прирост. На рост цены, видимо, повлияло активное потребление лимона как антипростудного средства в первые месяцы пандемии коронавируса. Так, именно во II квартале цена на лимон возросла на 45%, по сравнению с I кварталом.

В 2020 году Казахстан нарастил экспорт муки — с 1563 до 1743 тыс. т, главным образом, в Афганистан — с 914 до 1153 тыс. т. При этом производство муки осталось на прежнем уровне в 3 млн т. Реализация муки на внутреннем рынке сократилась, таким образом, на 8%, что, вероятно, и повлияло на рост цены.

Прошлый год был и годом роста экспорта картофеля на целых 36% — с 264 до 360 тыс. т, в основном в Узбекистан — с 246 до 329 тыс. т. Выращивание картофеля возросло с 3,9 до 4 млн т, поэтому и реализация на внутреннем рынке осталась на том же уровне. Тем не менее, во II квартале картофель подорожал на 31%. Возможно, из-за локдауна возросло питание населения дома.

Рост цен на мясо (баранина, конина, говядина) в Казахстане может иметь много разных причин, невидимых статистике. Сделаем предположение, что на этот рост в числе других факторов повлияло и возросшее питание дома из-за того, что люди вынуждены были соблюдать строгие карантинные требования и не выходить без особых причин на улицу.

Возрос импорт сливочного масла — с 5 до 7,2 тыс. т, в основном из Беларуси (в 7,7 раз), России, Кыргызстана. При этом также увеличилось производство — с 19,5 до 24,6 тыс. т, а реализация на внутреннем рынке выросла с 21,6 до 30,3 тыс. т. Почему при этом увеличилась цена на сливочное масло на 15% — не очень понятно.

Касательно роста цены на яйцо на 15% за год и на 19% в IV квартале (по сравнению с III кварталом), то об этом много писалось в прошлом и этом году. Среди причин, вызвавших такой рост, указывались снижение господдержки, подорожание кормов, вспышка птичьего гриппа.

По данным статистики по яйцу по ресурсам, произошло снижение на 8% в производстве, при одновременном росте в импорте на 80%. Но импорт занимает лишь 5% в ресурсах. Реализация на внутреннем рынке незначительно сократилась — на 2,6%.

Экспорт макаронных изделий в 2020 году возрос — с 46 до 56 тыс. т, в основном, в Россию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан. Производство выросло на 6,3%, реализация на внутреннем осталась почти такой же, как и годом ранее. Возможной причиной роста цены на 15% является повышенный спрос и реакция на него в розничной торговле. Значительных скачков цены по кварталам не наблюдается.

Анализу роста цен на мясные консервы в «кабинетных» условиях — в целом, на 15% — препятствует не очень подходящая для них своей детализацией классификация как ТН ВЭД, так и ресурсов и использования отдельных видов продукции. Стоит лишь отметить, что консервы по своему предназначению — «продукт на случай ЧС», а вся атмосфера большей части прошлого года как раз таки способствовала алармистским настроениям.

В таблице представлены top-15 продуктов питания и напитков, потребительские цены на которые больше всего выросли в 2020 году. Помимо индексов потребительских цен, по ним также указана структура ресурсов и использования, включающая, соответственно, производство и импорт, экспорт и реализацию на внутреннем рынке. Ресурсы и их использование позволяют увидеть возможные причины изменения цен — динамика по импорту и экспорту, прирост/снижение по производству и реализации на внутреннем рынке.

В статье использованы данные Национального бюро статистики АСПиР РК и International Trade Centre.

Рост цен на крупы (гречневую, пшенную, манную), возможно, объясняется ажиотажем в первые недели карантинных мер, когда население начало скупать продукты впрок. У гречки давно уже репутация «продукта на случай ЧС», наверное, это и объясняет такой большой рост цены на нее — на 50%.

Импорт яблок сократился с 144 до 101 тыс. т, в основном из-за снижения импорта из Польши (с 83 до 50 тыс. т) и Узбекистана (с 42 до 11 тыс. т). В свою очередь польский экспорт по всему миру также уменьшился с 974 до 657 тыс. т, причем самое значительное его падение наблюдается во II и III кварталах — с 313 до 153 тыс. т и с 103 до 37 тыс. т соответственно.

По апельсинам импорт даже возрос — с 6,2 до 6,5 тыс. т, сократившись лишь в IV квартале — традиционном периоде повышенного потребления цитрусовых на новогодние праздники — с 2,7 до 1,7 тыс. т. Снижение произошло во многом из-за Турции, чей экспорт сократился в этом квартале почти вдвое.

Импорт лимонов также сократился только в IV квартале — вдвое: с 2,6 до 1,3 тыс. т, показав по году даже прирост. На рост цены, видимо, повлияло активное потребление лимона как антипростудного средства в первые месяцы пандемии коронавируса. Так, именно во II квартале цена на лимон возросла на 45%, по сравнению с I кварталом.

В 2020 году Казахстан нарастил экспорт муки — с 1563 до 1743 тыс. т, главным образом, в Афганистан — с 914 до 1153 тыс. т. При этом производство муки осталось на прежнем уровне в 3 млн т. Реализация муки на внутреннем рынке сократилась, таким образом, на 8%, что, вероятно, и повлияло на рост цены.

Прошлый год был и годом роста экспорта картофеля на целых 36% — с 264 до 360 тыс. т, в основном в Узбекистан — с 246 до 329 тыс. т. Выращивание картофеля возросло с 3,9 до 4 млн т, поэтому и реализация на внутреннем рынке осталась на том же уровне. Тем не менее, во II квартале картофель подорожал на 31%. Возможно, из-за локдауна возросло питание населения дома.

Рост цен на мясо (баранина, конина, говядина) в Казахстане может иметь много разных причин, невидимых статистике. Сделаем предположение, что на этот рост в числе других факторов повлияло и возросшее питание дома из-за того, что люди вынуждены были соблюдать строгие карантинные требования и не выходить без особых причин на улицу.

Возрос импорт сливочного масла — с 5 до 7,2 тыс. т, в основном из Беларуси (в 7,7 раз), России, Кыргызстана. При этом также увеличилось производство — с 19,5 до 24,6 тыс. т, а реализация на внутреннем рынке выросла с 21,6 до 30,3 тыс. т. Почему при этом увеличилась цена на сливочное масло на 15% — не очень понятно.

Касательно роста цены на яйцо на 15% за год и на 19% в IV квартале (по сравнению с III кварталом), то об этом много писалось в прошлом и этом году. Среди причин, вызвавших такой рост, указывались снижение господдержки, подорожание кормов, вспышка птичьего гриппа.

По данным статистики по яйцу по ресурсам, произошло снижение на 8% в производстве, при одновременном росте в импорте на 80%. Но импорт занимает лишь 5% в ресурсах. Реализация на внутреннем рынке незначительно сократилась — на 2,6%.

Экспорт макаронных изделий в 2020 году возрос — с 46 до 56 тыс. т, в основном, в Россию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан. Производство выросло на 6,3%, реализация на внутреннем осталась почти такой же, как и годом ранее. Возможной причиной роста цены на 15% является повышенный спрос и реакция на него в розничной торговле. Значительных скачков цены по кварталам не наблюдается.

Анализу роста цен на мясные консервы в «кабинетных» условиях — в целом, на 15% — препятствует не очень подходящая для них своей детализацией классификация как ТН ВЭД, так и ресурсов и использования отдельных видов продукции. Стоит лишь отметить, что консервы по своему предназначению — «продукт на случай ЧС», а вся атмосфера большей части прошлого года как раз таки способствовала алармистским настроениям.

Автор статьи: Талгат Ергалиев
Подписаться:

Самое популярное

Мнение

Ашаршылык: геноцид и миссия казахов

Борьба за правовое формулирование геноцида продолжается
Подробнее

26.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Спрос на пенсионные деньги предъявляет в основном государство

Конкуренция банков и нацкомпаний за длинную тенговую ликвидность осталась в прошлом
Подробнее

15.01.2021 г.

ЕЩЕ