The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Бизнес

22.01.2021 г.

Бизнес
22.01.2021 г.
grafic 14783

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.

Отечественное автосборочное производство в 2020 году несмотря на конфликт между правительством в лице МИИР и крупным игроком – АО «АЗИЯ АВТО», достигло рекордных показателей, сообщил на днях Союз «КазАвтоПром». Объем производства в физическом выражении достиг 77,4 тыс. единиц (+53,2% г/г); в денежном – 612,8 млрд тенге (+70,6%). Расходы казахстанцев на авто местной сборки в 2020 году достигли 538,5 млрд тенге (+71,6%). Отметим, что физические продажи отечественных авто казахстанцам выросли на 48% – до 67,02 тыс. единиц.

Знаковым событием прошлого года в отрасли автомобилестроения стала остановка завода «АЗИЯ АВТО», отметили в «КазАвтоПром», добавив, что это спровоцировало дефицит и рост цен (сравните динамику роста показателей отрасли в физическом и денежном выражении!) на продукцию. Экономических причин остановки завода две – отмена фискальных льгот (НДС и таможенные платежи), а также госсубсидий в виде возвратов оплаченных утильсборов от ТОО «Оператор РОП». И если в части налогов господдержка не носит денежный характер, то распределение утильсборов представляет собой большее поле для борьбы за реальный денежный поток.

Для большей наглядности и понятности объясним: производитель или импортер авто в Казахстане обязан оплачивать утильсбор. И если производителю его возвращают, то импортеру – нет. Такие правила игры приняло правительство. И тут возникает резонный вопрос: если сбор называется «утилизационным», то какие расходы идут на «защиту экологии»? И здесь мы подходим к самому интересному.

Сам сбор аккумулируется в некое ТОО «Оператор РОП», которое в 2016 году определило правительство Казахстана. Государственной такая структура быть не может – идет вразрез с обязательствами ВТО. Какие критерии и аргументация использовались при этом выборе – кабмин умалчивает, в публичном пространстве ответа на этот вопрос нет. Отчетность компания сдает уполномоченному госоргану (сейчас это – Министерство экологии, геологии и природных ресурсов), однако, публично в годовом отчете раскрывает лишь отдельные производственные операции. Финансовая отчетность широкому кругу лиц недоступна.

Единственной открытой информацией, пожалуй, являются сведения об объеме налоговых выплат в бюджет.

Как видно из налоговой статистики, дела у оператора, в целом, идут в гору. Для сравнения, если в 2016 году сбыт авто отечественной сборки составил 12,1 тыс. единиц, а доля в первичных продажах была 26%, то в 2020 году эти цифры составили 67 тыс. единиц и 72,2% соответственно. Помогает такой переориентации спроса, помимо утилизационных финбарьеров, льготное автокредитование, госзакуп и господдержка экспортных операций. В 2020 году утильсбор распространили и на сельхозтехнику. По-видимому, отсюда и рост налоговых платежей.

Однако, из чего они складываются? Давайте взглянем на структуру и увидим следующее: свыше 98% (!) всех налоговых платежей ТОО «Оператор РОП» за последние 5 лет это – корпоративный подоходный налог (КПН).

Согласно Налоговому кодексу РК, ставка КПН для юрлиц составляет 20%. Не сложно предположить исходя из данных по уплате подоходного налога, что чистая прибыль оператора расширенных прав производителя за 2015-2020 годы составила без малого около 146,5 млрд тенге. Для наглядности (исходя из среднегодового официального курса Нацбанка РК) это - почти 400 млн долларов(!).   

Как же построен многомиллионный в долларовом выражении бизнес на утилизации? Как уже было отмечено, финансовой отчетности в публичном доступе нет. Однако, есть интервью директора ТОО «Оператор РОП» Медета Курмангалиева для inbusiness.kz. В нем глава компании вполне официально говорит о размере выручки за последние три года (речь идет о периоде 2017-2019 гг. – прим. авт.) в 220 млрд тенге. Также упоминаются выплаты/возвраты на стимулирование автопроизводителям РК в общем размере около 75 млрд тенге; налоги – 20 млрд тенге; утилизация старых авто – 36,5 млрд тенге; утилизация автокомпонентов – 11,5 млрд тенге, где «сидит» переработка шин и масел (5,275 млрд тенге), а также твердо-бытовых отходов (6,2 млрд тенге).

Из перечисленных выше расходных статей возникает два вопроса: что из себя представляет структура расходов на стимулирование отечественного производства и входит ли утилизация автозапчастей в смету расходов на утилизацию старых авто в целом. Цифры по возмещению автозаводам РК близки к тем, что отражены в их аудированной финотчетности.


Даже если брать официальные цифры «Оператора РОП» по структуре расходов (расходы по переработке старых авто и автокомпонентов посчитаем по отдельности), то совокупная цифра составит 143 млрд из 220 млрд тенге. Разница в 77 млрд тенге, по словам г-на Курмангалиева, – «остаток средств» от сборов физических и юрлиц.

Однако, если верить данным КГД МФ РК, за 2017-2019 годы совокупные налоговые платежи ТОО «Оператор РОП» составили более 26,06 млрд тенге, из которых на КПН пришлись 25,47 млрд тенге. Подтвержденные аудитом автопроизводителей, суммы платежей от ТОО «Оператор РОП» за аналогичный период составляют 67,5 млрд тенге. Расходы по утилизации старых авто и автокомпонентов перепроверить не удалось.

Одно можно отметить точно. Даже при заявленных «Оператор РОП» налогах в «20 млрд тенге», где, как мы видим, на КПН приходится 98%, налицо прибыль в 78,5 млрд тенге; по официальным цифрам от КГД – прибыль почти вдвое больше (146,5 млрд тенге). Маржинальность бизнеса, исходя из этих цифр, варьируется от 35% до 66%. Прояснить и поставить точку в этом вопросе сможет требование по обязательной публикации финотчетности компанией-оператором по утилизации. Так почему она не публикуется?

Рискнем предположить, что доходность этой компании сразу вызовет вопросы к тому, насколько адекватна тарифная политика оператора, с риском изъятия такого дохода в пользу государства или простых граждан, которые и оплачивают утилизационные сборы как при покупке авто в салоне, так и ввозе из-за рубежа, поскольку там дешевле. Единственным акционером ТОО «Оператор РОП» является малоизвестная Муктарова Шнар Уралгазыновна, которую отныне смело можно называть долларовым мультимиллионером страны.

Отечественное автосборочное производство в 2020 году несмотря на конфликт между правительством в лице МИИР и крупным игроком – АО «АЗИЯ АВТО», достигло рекордных показателей, сообщил на днях Союз «КазАвтоПром». Объем производства в физическом выражении достиг 77,4 тыс. единиц (+53,2% г/г); в денежном – 612,8 млрд тенге (+70,6%). Расходы казахстанцев на авто местной сборки в 2020 году достигли 538,5 млрд тенге (+71,6%). Отметим, что физические продажи отечественных авто казахстанцам выросли на 48% – до 67,02 тыс. единиц.

Знаковым событием прошлого года в отрасли автомобилестроения стала остановка завода «АЗИЯ АВТО», отметили в «КазАвтоПром», добавив, что это спровоцировало дефицит и рост цен (сравните динамику роста показателей отрасли в физическом и денежном выражении!) на продукцию. Экономических причин остановки завода две – отмена фискальных льгот (НДС и таможенные платежи), а также госсубсидий в виде возвратов оплаченных утильсборов от ТОО «Оператор РОП». И если в части налогов господдержка не носит денежный характер, то распределение утильсборов представляет собой большее поле для борьбы за реальный денежный поток.

Для большей наглядности и понятности объясним: производитель или импортер авто в Казахстане обязан оплачивать утильсбор. И если производителю его возвращают, то импортеру – нет. Такие правила игры приняло правительство. И тут возникает резонный вопрос: если сбор называется «утилизационным», то какие расходы идут на «защиту экологии»? И здесь мы подходим к самому интересному.

Сам сбор аккумулируется в некое ТОО «Оператор РОП», которое в 2016 году определило правительство Казахстана. Государственной такая структура быть не может – идет вразрез с обязательствами ВТО. Какие критерии и аргументация использовались при этом выборе – кабмин умалчивает, в публичном пространстве ответа на этот вопрос нет. Отчетность компания сдает уполномоченному госоргану (сейчас это – Министерство экологии, геологии и природных ресурсов), однако, публично в годовом отчете раскрывает лишь отдельные производственные операции. Финансовая отчетность широкому кругу лиц недоступна.

Единственной открытой информацией, пожалуй, являются сведения об объеме налоговых выплат в бюджет.

Как видно из налоговой статистики, дела у оператора, в целом, идут в гору. Для сравнения, если в 2016 году сбыт авто отечественной сборки составил 12,1 тыс. единиц, а доля в первичных продажах была 26%, то в 2020 году эти цифры составили 67 тыс. единиц и 72,2% соответственно. Помогает такой переориентации спроса, помимо утилизационных финбарьеров, льготное автокредитование, госзакуп и господдержка экспортных операций. В 2020 году утильсбор распространили и на сельхозтехнику. По-видимому, отсюда и рост налоговых платежей.

Однако, из чего они складываются? Давайте взглянем на структуру и увидим следующее: свыше 98% (!) всех налоговых платежей ТОО «Оператор РОП» за последние 5 лет это – корпоративный подоходный налог (КПН).

Согласно Налоговому кодексу РК, ставка КПН для юрлиц составляет 20%. Не сложно предположить исходя из данных по уплате подоходного налога, что чистая прибыль оператора расширенных прав производителя за 2015-2020 годы составила без малого около 146,5 млрд тенге. Для наглядности (исходя из среднегодового официального курса Нацбанка РК) это - почти 400 млн долларов(!).   

Как же построен многомиллионный в долларовом выражении бизнес на утилизации? Как уже было отмечено, финансовой отчетности в публичном доступе нет. Однако, есть интервью директора ТОО «Оператор РОП» Медета Курмангалиева для inbusiness.kz. В нем глава компании вполне официально говорит о размере выручки за последние три года (речь идет о периоде 2017-2019 гг. – прим. авт.) в 220 млрд тенге. Также упоминаются выплаты/возвраты на стимулирование автопроизводителям РК в общем размере около 75 млрд тенге; налоги – 20 млрд тенге; утилизация старых авто – 36,5 млрд тенге; утилизация автокомпонентов – 11,5 млрд тенге, где «сидит» переработка шин и масел (5,275 млрд тенге), а также твердо-бытовых отходов (6,2 млрд тенге).

Из перечисленных выше расходных статей возникает два вопроса: что из себя представляет структура расходов на стимулирование отечественного производства и входит ли утилизация автозапчастей в смету расходов на утилизацию старых авто в целом. Цифры по возмещению автозаводам РК близки к тем, что отражены в их аудированной финотчетности.


Даже если брать официальные цифры «Оператора РОП» по структуре расходов (расходы по переработке старых авто и автокомпонентов посчитаем по отдельности), то совокупная цифра составит 143 млрд из 220 млрд тенге. Разница в 77 млрд тенге, по словам г-на Курмангалиева, – «остаток средств» от сборов физических и юрлиц.

Однако, если верить данным КГД МФ РК, за 2017-2019 годы совокупные налоговые платежи ТОО «Оператор РОП» составили более 26,06 млрд тенге, из которых на КПН пришлись 25,47 млрд тенге. Подтвержденные аудитом автопроизводителей, суммы платежей от ТОО «Оператор РОП» за аналогичный период составляют 67,5 млрд тенге. Расходы по утилизации старых авто и автокомпонентов перепроверить не удалось.

Одно можно отметить точно. Даже при заявленных «Оператор РОП» налогах в «20 млрд тенге», где, как мы видим, на КПН приходится 98%, налицо прибыль в 78,5 млрд тенге; по официальным цифрам от КГД – прибыль почти вдвое больше (146,5 млрд тенге). Маржинальность бизнеса, исходя из этих цифр, варьируется от 35% до 66%. Прояснить и поставить точку в этом вопросе сможет требование по обязательной публикации финотчетности компанией-оператором по утилизации. Так почему она не публикуется?

Рискнем предположить, что доходность этой компании сразу вызовет вопросы к тому, насколько адекватна тарифная политика оператора, с риском изъятия такого дохода в пользу государства или простых граждан, которые и оплачивают утилизационные сборы как при покупке авто в салоне, так и ввозе из-за рубежа, поскольку там дешевле. Единственным акционером ТОО «Оператор РОП» является малоизвестная Муктарова Шнар Уралгазыновна, которую отныне смело можно называть долларовым мультимиллионером страны.

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.


ЕЩЕ