15.01.2021 г.
Традиционный антикризисный алгоритм, когда в ситуации падения цен на нефть и давления на тенге растет спрос на относительно длинную тенговую ликвидность ЕНПФ, никак не применим к тому, что происходило в 2020 году. Традиционно конкурирующие за деньги ЕНПФ квазигосударственные институты и банки практически не наращивали свои заимствования у фонда в течение года. Их доли в инвестиционном портфеле ЕНПФ несколько сократились. На облигации «квазигосов» по итогам первых трех кварталов года приходилось 13,63% всех пенсионных инвестиций, против 14,86% на 1 января, банковские облигации и депозиты занимают соответственно 9,20 и 1,98% от портфеля, против 10,46 и 2,4% в январе. В кризис 2014 и 2015 годов практически триллион тенге от ЕНПФ был использован для рефинансирования валютных обязательств квазигосударственного сектора и преодоления остроты разрыва между валютами фондирования и кредитования. Тогда в облигации казахстанских корпоративных эмитентов, львиную долю в которых занимали обязательства «квазигосов» и банков, было инвестировано 37,44% портфеля, в депозиты - 6,35%. Единственным сегментом, где происходит существенное наращивание обязательств, остаются казахстанские государственные ценные бумаги. Их доля в портфеле выросла с 36,34% до 43,77%. Октябрь стал одним из рекордных месяцев по приобретению казахстанских госбумаг ЕНПФ, покупки составили 261 млрд тенге. Крупные размещения в октябре произошли также у Казахстанского фонда устойчивости – ЕНПФ приобрел его тенговых облигаций с доходностью в 12% годовых на 143,9 млрд тенге. Формально это размещение увеличивает квазигосударственные обязательства, но де-факто речь идет о программах субсидирования кредитования со стороны Нацбанка. После ухода с рынка тенговых заимствований Минфина в конце года и сокращения покупок нот Нацбанка, антракт заполняется Фондом финансовой устойчивости, причем стоимость декабрьских размещений снижается по сравнению с осенней.
Смыслы
- Спрос на пенсионную тенговую ликвидность в условиях кризиса 2020 года оказывается крайне ограниченным, в то время как в ходе предыдущих кризисов шла активная конкуренция за этот ресурс.
- В условиях снижения бюджетных доходов, значительно более активным заемщиком становится государство.
- Средневзвешенная доходность по казахстанским государственным облигациям выросла с начала года с 7,8% до 8,7%. По банковским облигациям она находится на уровне 10%, а по облигациям квазигосударственного сектора – 10.6%. После возобновления интереса к заимствованиям с их стороны вероятно существенное увеличение стоимости привлечения, учитывая, что бенчмарком служат государственные бумаги.
- Дефицит бюджета РК на 2020 год оценивается Минфином в 3,5% ВВП; учитывая планируемые сокращения трансфертов из Национального фонда в последующие 2 года, государство будет крупнейшим заемщиком ЕНПФ. В инвестиционной декларации фонда, принятой в 2016 году, на долю казахстанских госбумаг отводилось «не менее 20 и не более 60%» портфеля фонда. Текущий уровень заимствований находится в середине диапазона, что оставляет достаточно большую «свободу рук» правительству без формальных признаков возникновения конфликта интересов.
Традиционный антикризисный алгоритм, когда в ситуации падения цен на нефть и давления на тенге растет спрос на относительно длинную тенговую ликвидность ЕНПФ, никак не применим к тому, что происходило в 2020 году. Традиционно конкурирующие за деньги ЕНПФ квазигосударственные институты и банки практически не наращивали свои заимствования у фонда в течение года. Их доли в инвестиционном портфеле ЕНПФ несколько сократились. На облигации «квазигосов» по итогам первых трех кварталов года приходилось 13,63% всех пенсионных инвестиций, против 14,86% на 1 января, банковские облигации и депозиты занимают соответственно 9,20 и 1,98% от портфеля, против 10,46 и 2,4% в январе. В кризис 2014 и 2015 годов практически триллион тенге от ЕНПФ был использован для рефинансирования валютных обязательств квазигосударственного сектора и преодоления остроты разрыва между валютами фондирования и кредитования. Тогда в облигации казахстанских корпоративных эмитентов, львиную долю в которых занимали обязательства «квазигосов» и банков, было инвестировано 37,44% портфеля, в депозиты - 6,35%. Единственным сегментом, где происходит существенное наращивание обязательств, остаются казахстанские государственные ценные бумаги. Их доля в портфеле выросла с 36,34% до 43,77%. Октябрь стал одним из рекордных месяцев по приобретению казахстанских госбумаг ЕНПФ, покупки составили 261 млрд тенге. Крупные размещения в октябре произошли также у Казахстанского фонда устойчивости – ЕНПФ приобрел его тенговых облигаций с доходностью в 12% годовых на 143,9 млрд тенге. Формально это размещение увеличивает квазигосударственные обязательства, но де-факто речь идет о программах субсидирования кредитования со стороны Нацбанка. После ухода с рынка тенговых заимствований Минфина в конце года и сокращения покупок нот Нацбанка, антракт заполняется Фондом финансовой устойчивости, причем стоимость декабрьских размещений снижается по сравнению с осенней.
Смыслы
- Спрос на пенсионную тенговую ликвидность в условиях кризиса 2020 года оказывается крайне ограниченным, в то время как в ходе предыдущих кризисов шла активная конкуренция за этот ресурс.
- В условиях снижения бюджетных доходов, значительно более активным заемщиком становится государство.
- Средневзвешенная доходность по казахстанским государственным облигациям выросла с начала года с 7,8% до 8,7%. По банковским облигациям она находится на уровне 10%, а по облигациям квазигосударственного сектора – 10.6%. После возобновления интереса к заимствованиям с их стороны вероятно существенное увеличение стоимости привлечения, учитывая, что бенчмарком служат государственные бумаги.
- Дефицит бюджета РК на 2020 год оценивается Минфином в 3,5% ВВП; учитывая планируемые сокращения трансфертов из Национального фонда в последующие 2 года, государство будет крупнейшим заемщиком ЕНПФ. В инвестиционной декларации фонда, принятой в 2016 году, на долю казахстанских госбумаг отводилось «не менее 20 и не более 60%» портфеля фонда. Текущий уровень заимствований находится в середине диапазона, что оставляет достаточно большую «свободу рук» правительству без формальных признаков возникновения конфликта интересов.
27.01.2021 г.
10.03.2021 г.
29.01.2021 г.
01.02.2021 г.
05.02.2021 г.
Подпишитесь на нашу рассылку