The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Политика

07.04.2021 г.

Политика
07.04.2021 г.
grafic 2048

Что волнует депутатов?

Представляем краткий обзор депутатских запросов по резонансным темам, прозвучавшим на пленарном заседании мажилиса 7 апреля.

Фракция «Nur Otan»

Депутаты подняли проблемы медицинского обслуживания в условиях действия системы обязательного медицинского страхования. А точнее — отсутствия этого обслуживания. По мнению мажилисменов, в сложившейся ситуации страдают и пациенты, и медицинские организации. И только Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) чувствует себя хорошо и уверенно.

Депутат Гульдара Нурумова в своем запросе вице-премьеру Ералы Тугжанову напомнила, что охват социального медицинского страхования в развитых странах составляет 90-95%. В Казахстане из почти 19 млн населения страны на сегодня  застрахованы 15 850 000 человек или 84%. Но из них 11 195 887 человек, или 59,2% — это граждане, входящие в льготную категорию (дети, инвалиды, многодетные и др.), за которых платит государство.

«А вот из оставшихся 7 млн экономически активного населения 3 млн — почти половина! — не застрахованы. Получается, что эти люди — самозанятые, безработные, которые не производят отчислений в Фонд. И они не могут получить полноценную медицинскую помощь, что нередко приводит к запущенным случаям заболеваний, смертности, в том числе материнской, позднему выявлению хронических и социально-значимых заболеваний, как онкология, туберкулез и др. Если кто-то из этих 3 млн незастрахованных захочет получить медицинскую помощь в 2021 году, он должен перечислить взносы за весь 2020 год, что, естественно, многим не по карману», — констатировала депутат.

Случаи отказа в медпомощи, в том числе и экстренной, в Казахстане уже есть. Например, напомнила депутат, в Алматы экстренной пациентке отказали в госпитализации с диагнозом «замершая беременность» из-за отсутствия статуса застрахованного. Другому больному с приступами мочекаменной болезни отказывали в медицинской помощи, пока он не оплатил за весь 2020 год и 3 месяца 2021 года.

«На поиски всей суммы ушли сутки и все это время больной мучился от нестерпимой боли, что недопустимо. Идет нарушение законных прав пациентов, но за это никто не понес ответственности!», — возмутилась Нурумова.

Более того, медицинские организации вынуждены отказывать в услугах даже застрахованным пациентам, поскольку ФСМС установил ограничения месячного планового бюджета. Проще говоря, если план предусматривает оказание помощи 100 пациентам, то 101 человека поликлиника должна перенести на следующий месяц, поскольку в утвержденном лимите «лишние» пациенты не предусмотрены.

«Принцип «деньги идут за пациентом» на сегодняшний день не работает. Этот принцип заработает в полную силу тогда, когда тендеры на медуслуги будут проводиться прозрачно, — констатировала депутат.  — На основании вышеизложенного предлагаем: учитывая неплатежеспособность, снижение доходов населения из-за пандемии коронавируса, не требовать оплаты взносов за 2020 год, а отчисления в Фонд разделить поквартально или по полугодиям. Чтобы наконец заработал в полной мере принцип «деньги идут за пациентом», финансирование медорганизаций производить по факту, не ограничиваться месячным бюджетом, дабы избежать нарушения прав населения в выборе врача и медорганизации». 

Фракция «Ак жол»

Депутаты вновь подняли вопрос о работе мониторинговых групп. В своем запросе Ералы Тугжанову, они требуют отменить вообще эти группы, либо же детально регламентировать их работу и назначить конкретных ответственных. Сегодня работа мониторинговых групп вступает в прямое противоречие с действующим законодательством, однако на это никто не обращает внимания.

«Согласно Предпринимательскому Кодексу, проверки на соблюдение санэпидтребований должна проводить СЭС. Однако, повсеместно предпринимателей проверяют совсем другие: полиция, акиматы, их стажёры (т.е. даже не должностные лица), волонтёры и т.д. Санврачи только выписывают штрафы на основании так называемых «протоколов» этих групп. При этом сами мониторинговые группы нередко не соблюдают масочный режим, нарушают законные права предпринимателей, по своему усмотрению взламывают объекты; запрещают предпринимателям вести видеосъёмку своих действий, чтобы не было возможности оспорить их беспредел. В мониторинговых группах нет конкретного должностного лица, которое бы несло всю полноту ответственности за действия группы, нанесение ущерба бизнесу и вымогательства с предпринимателей. Они превратились в непонятных налётчиков, которые сами себе и Конституция, и закон. Недаром на местах уже появились самозваные группы, не относящиеся вообще ни к каким госорганам, а грабящие предпринимателей под видом мониторинга», — заявила депутат Дания Еспаева, оглашая запрос.

На все предыдущие обращения фракции о незаконности таких действий, «органы прокуратуры отвечают, что полиция и акиматы создают мониторинговые группы, потому что СЭС могут проводить проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом только при наличии экстренного сообщения о нарушениях и угрозе заражений».

«А акиматы и полиция, оказывается, могут не обращать внимания на Кодекс. Но это же прямое игнорирование закона! Действие закона может приостанавливаться только в период ЧП, но он закончился год назад, 11 мая прошлого года. Поэтому все госорганы обязаны соблюдать закон», — заявила депутат.

Кроме того, отметила она, вызывают многочисленные вопросы сами ограничения, вводимые санврачами. В каждом регионе вводятся свои ограничения, часто противоречащие и здравому смыслу и делению на зеленые-желтые-красные зоны.

«Например, ограничения по времени работы общепита и магазинов вводятся где-то до 20:00 часов, где-то до 23:00–24:00 часов; причём нередко в красных зонах какие-то объекты работают дольше, чем в зелёных. Почему санврачи уверены, что в кафе риск заражения больше, чем в переполненном автобусе или что, именно после 22 часов вирус вдруг «просыпается» и гуляет активнее, чем до 22 часов? На какие статистические, научные доказательства уже больше года опираются такие решения? С точки зрения здравого смысла, гораздо важнее ограничить наполняемость закрытых помещений, чем время их работы; гораздо эффективнее требовать соблюдения дистанции, чем запрещать одни объекты и закрывать глаза на гулянки в других. Ещё более непонятно, когда бизнес штрафуют за нарушения масочного режима посетителями. По этой логике, продавщицы или официантки должны драться с мужиками, да ещё и не с одним. А тем временем, закон о защите прав потребителей запрещает бизнесу отказывать в обслуживании клиентов. И таких противоречий закону и здравому смыслу можно перечислить множество», — сказала Еспаевчт

Поэтому фракция требует: ликвидировать мониторинговые группы, либо привести их состав и действия в соответствие Предпринимательскому кодексу, а также определить лицо, ответственное за все действия каждой группы; министерству здравоохранения разработать единые санитарные требования для зон по степени распространения коронавируса; снять запреты по дням и времени работы объектов торговли, общепита и общественного транспорта, оставив только ограничения по масочному режиму и норме площади на посетителя (3-4 кв.м.); прекратить наказывать предпринимателей за нарушения клиентов.

Фракция «Народная партия Казахстана»

Депутаты требуют от правительства ограничить аппетиты энергетиков и сделать прозрачным формирование тарифов. В своем запросе на имя вице-премьера Романа Скляра, они обращают внимание на и без того растущую социальную напряженность из-за повышения цен на продукты питания, тарифы и услуги.

«Последней каплей стало заявление министерства энергетики о повышении с 1 апреля предельных тарифов теплоэлектростанций на 15%. Аргументируют эту бессовестную меру необходимостью модернизации оборудования, износ которой составляет 53%! Якобы у производителей электроэнергии средств не хватает даже на ремонт, а им еще нужно повышать зарплаты сотрудникам и нести прочие расходы. То есть сложилась ситуация, когда монополисты, как обычно, решают свои проблемы за счет потребителей, повышая предельные тарифы», — заявил депутат Газиз Кулахметов, оглашая запрос.

Между тем, напоминает фракция, еще в 2012 году были приняты поправки в законодательство по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка. Суть поправок сводилась к тому, что они  должны способствовать введению рынка мощности как механизма, обеспечивающего поставщикам (инвесторам) гарантированную возможность возмещения затрат на ввод нового оборудования, т.е. на модернизацию и перевооружение отрасли, что позволило бы: обеспечить долгосрочную надежность системы электроснабжения; повысить инвестиционную привлекательность отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий для инвесторов в генерирующие мощности; сформировать объективный и «справедливый» механизм ценообразования на электроэнергетическом рынке. Предполагалось, что новый закон позволит соблюсти баланс интересов потребителей, предпринимателей и государства. Четко и ясно прописано, что поставщики услуг обязаны инвестировать в оборудование и вовремя модернизировать свой парк.

Уже после принятия изменений в 2018 году президент страны Нурсултан Назарбаев подверг резкой критике энергетическую отрасль и назвал преступлением повышение тарифов. Он отметил, что монополисты заработали за семь лет миллиарды тенге, обещая модернизацию производства. Но вместо того, чтобы инвестировать и обновлять мощности, крупные энергетические компании незаконно обогащались за счет потребителей. В стоимость услуг включались премии, бонусы работникам, вознаграждения по кредитам, а также необоснованно завышались производственные затраты.

«Президент дал поручение пересмотреть тарифы на электроэнергию. Было снижение предельной величины тарифа на мощность  с 700 тыс. тенге до 590 тыс. тенге за 1 МВт. И тогдашний министр энергетики Бозумбаев пообещал, что тарифы на электроэнергию не будут повышаться до 2025 года включительно. Подход министерства энергетики Республики Казахстан, тогда был концептуально поддержан Правительством», — напомнил депутат.

Вместе с тем повышение тарифов продолжается. На сайте министерства энергетики поясняется, что повышения 2019 года, 2020 года и  2021 года происходят по одним и тем же причинам: рост тарифов ВИЭ, рост цен на топливо. При этом никому не понятно, какие расходы включены в тариф на производство электрической энергии, отсутствуют прозрачность и открытость при принятии решений.

«Руководствуясь Конституцией и действующим Законодательством, в целях соблюдения принципа баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства, который реализуется через обеспечение достаточного уровня безопасности деятельности, максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на предпринимателей, предлагаем: создать единый орган, объединяющий некоторые функции министерства энергетики и министерства национальной экономики, для передачи ему регуляторных функций по утверждению тарифов ЖКХ (вода, тепло, электричество, газ и др.); передать созданный орган под контроль президента; ввести ценовое регулирование стоимости энергетического угля (основного фактора удорожания электричества и тепла); зафиксировать нынешнюю цену на товарный и сжиженный газ до 2025 года», — заявляют депутаты фракции.

Фракция «Nur Otan»

Депутаты подняли проблемы медицинского обслуживания в условиях действия системы обязательного медицинского страхования. А точнее — отсутствия этого обслуживания. По мнению мажилисменов, в сложившейся ситуации страдают и пациенты, и медицинские организации. И только Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) чувствует себя хорошо и уверенно.

Депутат Гульдара Нурумова в своем запросе вице-премьеру Ералы Тугжанову напомнила, что охват социального медицинского страхования в развитых странах составляет 90-95%. В Казахстане из почти 19 млн населения страны на сегодня  застрахованы 15 850 000 человек или 84%. Но из них 11 195 887 человек, или 59,2% — это граждане, входящие в льготную категорию (дети, инвалиды, многодетные и др.), за которых платит государство.

«А вот из оставшихся 7 млн экономически активного населения 3 млн — почти половина! — не застрахованы. Получается, что эти люди — самозанятые, безработные, которые не производят отчислений в Фонд. И они не могут получить полноценную медицинскую помощь, что нередко приводит к запущенным случаям заболеваний, смертности, в том числе материнской, позднему выявлению хронических и социально-значимых заболеваний, как онкология, туберкулез и др. Если кто-то из этих 3 млн незастрахованных захочет получить медицинскую помощь в 2021 году, он должен перечислить взносы за весь 2020 год, что, естественно, многим не по карману», — констатировала депутат.

Случаи отказа в медпомощи, в том числе и экстренной, в Казахстане уже есть. Например, напомнила депутат, в Алматы экстренной пациентке отказали в госпитализации с диагнозом «замершая беременность» из-за отсутствия статуса застрахованного. Другому больному с приступами мочекаменной болезни отказывали в медицинской помощи, пока он не оплатил за весь 2020 год и 3 месяца 2021 года.

«На поиски всей суммы ушли сутки и все это время больной мучился от нестерпимой боли, что недопустимо. Идет нарушение законных прав пациентов, но за это никто не понес ответственности!», — возмутилась Нурумова.

Более того, медицинские организации вынуждены отказывать в услугах даже застрахованным пациентам, поскольку ФСМС установил ограничения месячного планового бюджета. Проще говоря, если план предусматривает оказание помощи 100 пациентам, то 101 человека поликлиника должна перенести на следующий месяц, поскольку в утвержденном лимите «лишние» пациенты не предусмотрены.

«Принцип «деньги идут за пациентом» на сегодняшний день не работает. Этот принцип заработает в полную силу тогда, когда тендеры на медуслуги будут проводиться прозрачно, — констатировала депутат.  — На основании вышеизложенного предлагаем: учитывая неплатежеспособность, снижение доходов населения из-за пандемии коронавируса, не требовать оплаты взносов за 2020 год, а отчисления в Фонд разделить поквартально или по полугодиям. Чтобы наконец заработал в полной мере принцип «деньги идут за пациентом», финансирование медорганизаций производить по факту, не ограничиваться месячным бюджетом, дабы избежать нарушения прав населения в выборе врача и медорганизации». 

Фракция «Ак жол»

Депутаты вновь подняли вопрос о работе мониторинговых групп. В своем запросе Ералы Тугжанову, они требуют отменить вообще эти группы, либо же детально регламентировать их работу и назначить конкретных ответственных. Сегодня работа мониторинговых групп вступает в прямое противоречие с действующим законодательством, однако на это никто не обращает внимания.

«Согласно Предпринимательскому Кодексу, проверки на соблюдение санэпидтребований должна проводить СЭС. Однако, повсеместно предпринимателей проверяют совсем другие: полиция, акиматы, их стажёры (т.е. даже не должностные лица), волонтёры и т.д. Санврачи только выписывают штрафы на основании так называемых «протоколов» этих групп. При этом сами мониторинговые группы нередко не соблюдают масочный режим, нарушают законные права предпринимателей, по своему усмотрению взламывают объекты; запрещают предпринимателям вести видеосъёмку своих действий, чтобы не было возможности оспорить их беспредел. В мониторинговых группах нет конкретного должностного лица, которое бы несло всю полноту ответственности за действия группы, нанесение ущерба бизнесу и вымогательства с предпринимателей. Они превратились в непонятных налётчиков, которые сами себе и Конституция, и закон. Недаром на местах уже появились самозваные группы, не относящиеся вообще ни к каким госорганам, а грабящие предпринимателей под видом мониторинга», — заявила депутат Дания Еспаева, оглашая запрос.

На все предыдущие обращения фракции о незаконности таких действий, «органы прокуратуры отвечают, что полиция и акиматы создают мониторинговые группы, потому что СЭС могут проводить проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом только при наличии экстренного сообщения о нарушениях и угрозе заражений».

«А акиматы и полиция, оказывается, могут не обращать внимания на Кодекс. Но это же прямое игнорирование закона! Действие закона может приостанавливаться только в период ЧП, но он закончился год назад, 11 мая прошлого года. Поэтому все госорганы обязаны соблюдать закон», — заявила депутат.

Кроме того, отметила она, вызывают многочисленные вопросы сами ограничения, вводимые санврачами. В каждом регионе вводятся свои ограничения, часто противоречащие и здравому смыслу и делению на зеленые-желтые-красные зоны.

«Например, ограничения по времени работы общепита и магазинов вводятся где-то до 20:00 часов, где-то до 23:00–24:00 часов; причём нередко в красных зонах какие-то объекты работают дольше, чем в зелёных. Почему санврачи уверены, что в кафе риск заражения больше, чем в переполненном автобусе или что, именно после 22 часов вирус вдруг «просыпается» и гуляет активнее, чем до 22 часов? На какие статистические, научные доказательства уже больше года опираются такие решения? С точки зрения здравого смысла, гораздо важнее ограничить наполняемость закрытых помещений, чем время их работы; гораздо эффективнее требовать соблюдения дистанции, чем запрещать одни объекты и закрывать глаза на гулянки в других. Ещё более непонятно, когда бизнес штрафуют за нарушения масочного режима посетителями. По этой логике, продавщицы или официантки должны драться с мужиками, да ещё и не с одним. А тем временем, закон о защите прав потребителей запрещает бизнесу отказывать в обслуживании клиентов. И таких противоречий закону и здравому смыслу можно перечислить множество», — сказала Еспаевчт

Поэтому фракция требует: ликвидировать мониторинговые группы, либо привести их состав и действия в соответствие Предпринимательскому кодексу, а также определить лицо, ответственное за все действия каждой группы; министерству здравоохранения разработать единые санитарные требования для зон по степени распространения коронавируса; снять запреты по дням и времени работы объектов торговли, общепита и общественного транспорта, оставив только ограничения по масочному режиму и норме площади на посетителя (3-4 кв.м.); прекратить наказывать предпринимателей за нарушения клиентов.

Фракция «Народная партия Казахстана»

Депутаты требуют от правительства ограничить аппетиты энергетиков и сделать прозрачным формирование тарифов. В своем запросе на имя вице-премьера Романа Скляра, они обращают внимание на и без того растущую социальную напряженность из-за повышения цен на продукты питания, тарифы и услуги.

«Последней каплей стало заявление министерства энергетики о повышении с 1 апреля предельных тарифов теплоэлектростанций на 15%. Аргументируют эту бессовестную меру необходимостью модернизации оборудования, износ которой составляет 53%! Якобы у производителей электроэнергии средств не хватает даже на ремонт, а им еще нужно повышать зарплаты сотрудникам и нести прочие расходы. То есть сложилась ситуация, когда монополисты, как обычно, решают свои проблемы за счет потребителей, повышая предельные тарифы», — заявил депутат Газиз Кулахметов, оглашая запрос.

Между тем, напоминает фракция, еще в 2012 году были приняты поправки в законодательство по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка. Суть поправок сводилась к тому, что они  должны способствовать введению рынка мощности как механизма, обеспечивающего поставщикам (инвесторам) гарантированную возможность возмещения затрат на ввод нового оборудования, т.е. на модернизацию и перевооружение отрасли, что позволило бы: обеспечить долгосрочную надежность системы электроснабжения; повысить инвестиционную привлекательность отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий для инвесторов в генерирующие мощности; сформировать объективный и «справедливый» механизм ценообразования на электроэнергетическом рынке. Предполагалось, что новый закон позволит соблюсти баланс интересов потребителей, предпринимателей и государства. Четко и ясно прописано, что поставщики услуг обязаны инвестировать в оборудование и вовремя модернизировать свой парк.

Уже после принятия изменений в 2018 году президент страны Нурсултан Назарбаев подверг резкой критике энергетическую отрасль и назвал преступлением повышение тарифов. Он отметил, что монополисты заработали за семь лет миллиарды тенге, обещая модернизацию производства. Но вместо того, чтобы инвестировать и обновлять мощности, крупные энергетические компании незаконно обогащались за счет потребителей. В стоимость услуг включались премии, бонусы работникам, вознаграждения по кредитам, а также необоснованно завышались производственные затраты.

«Президент дал поручение пересмотреть тарифы на электроэнергию. Было снижение предельной величины тарифа на мощность  с 700 тыс. тенге до 590 тыс. тенге за 1 МВт. И тогдашний министр энергетики Бозумбаев пообещал, что тарифы на электроэнергию не будут повышаться до 2025 года включительно. Подход министерства энергетики Республики Казахстан, тогда был концептуально поддержан Правительством», — напомнил депутат.

Вместе с тем повышение тарифов продолжается. На сайте министерства энергетики поясняется, что повышения 2019 года, 2020 года и  2021 года происходят по одним и тем же причинам: рост тарифов ВИЭ, рост цен на топливо. При этом никому не понятно, какие расходы включены в тариф на производство электрической энергии, отсутствуют прозрачность и открытость при принятии решений.

«Руководствуясь Конституцией и действующим Законодательством, в целях соблюдения принципа баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства, который реализуется через обеспечение достаточного уровня безопасности деятельности, максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на предпринимателей, предлагаем: создать единый орган, объединяющий некоторые функции министерства энергетики и министерства национальной экономики, для передачи ему регуляторных функций по утверждению тарифов ЖКХ (вода, тепло, электричество, газ и др.); передать созданный орган под контроль президента; ввести ценовое регулирование стоимости энергетического угля (основного фактора удорожания электричества и тепла); зафиксировать нынешнюю цену на товарный и сжиженный газ до 2025 года», — заявляют депутаты фракции.

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Мнение

Ашаршылык: геноцид и миссия казахов

Борьба за правовое формулирование геноцида продолжается
Подробнее

26.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Спрос на пенсионные деньги предъявляет в основном государство

Конкуренция банков и нацкомпаний за длинную тенговую ликвидность осталась в прошлом
Подробнее

15.01.2021 г.


ЕЩЕ