The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Политика

21.04.2021 г.

Политика
21.04.2021 г.
grafic 2288

Что волнует депутатов?

Представляем краткий обзор депутатских запросов по резонансным темам, прозвучавшим на пленарном заседании мажилиса 21 апреля.

Фракция «Nur Otan»

Группа мажилисменов-членов фракции обеспокоена происходящими в отечественных судах разбирательствами предпринимателей и налоговых органов. Причем характерно, что бизнес оказывается проигравшей стороной, несмотря на то, что ситуация вовсе не так однозначна.

Депутат Гульнара Бижанова озвучила запрос на имя министра финансов Ерулана Жамаубаева и председателя Верховного суда Жакыпа Асанова, подчеркнув, что поводом для запроса стало «длительное нарушение конституционных прав субъектов предпринимательства на право частной собственности в связи с неоднозначной практикой применения налогового законодательства и неактуализированного Нормативного постановления Верховного суда по вопросам камерального контроля».
Депутат напомнила, что несколько месяцев назад группа предпринимателей уже выступили с открытым видеообращением на имя главы государства о несправедливости со стороны налоговых органов массовой блокировке счетов по итогам камерального контроля, приведших к остановке работ.
Депутаты со своей стороны провели анализ ситуации и выяснили, что «налоговые органы действуют в соответствии с со статьями 94, 96 Налогового кодекса, регламентирующими порядок проведения камерального контроля».  

«Процедурные моменты этого вида контроля в связи с его непрозрачностью на практике создают огромные проблемы добросовестным налогоплательщикам по всей стране. Сейчас, в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса, по итогам камерального контроля при выявлении нарушений с высокой степенью риска орган госдоходов направляет налогоплательщику уведомление. Важно сразу отметить, что определение по степени риска нарушений утратило силу с января 2019 года. Проблемы начинаются, когда предприниматель не согласен с итогами контроля. По закону налогоплательщик вправе направить свои пояснения в налоговый орган или обжаловать уведомление в вышестоящий орган либо в суд. Однако, на практике не так-то все просто. Статья 96 Кодекса позволяет органам госдоходов не принять пояснения налогоплательщика и вынести решение о признании уведомления неисполненным. Сразу же ограничиваются операции на банковских счетах. Практика показывает, что налоговые органы в основном выносят именно такие решения. При этом процесс принятия решений законодательно не раскрыт, нет прозрачности, что является высоким коррупциогенным фактором. Полагаем, здесь прямая лазейка для рейдерства», — уверена Гульнара Бижанова.

Нередки также случаи, когда налогоплательщикам блокируют счета даже раньше, чем они получают решения по своим жалобам. При этом, заметила депутат, уведомление органа госдоходов совсем не значит, что налоговое обязательство действительно имеет место быть. 

«Практика показала, что обжалование предпринимателями решений в вышестоящие налоговые органы не эффективно. Там занимается позиция нижестоящих. Обращение в суд также не приносит ожидаемой защиты, так как суд рассматривает жалобу только в рамках процедурных нарушений. В итоге все сводится к тому, чтобы налогоплательщик устранил нарушения, выявленные по итогам камерального контроля, вне зависимости от того, согласен он с ними или нет.  Либо второй вариант — банкротство. Также обращаем внимание, что действующее нормативное постановление Верховного суда 2017 года «О судебной практике применения налогового законодательства», разработанное на основании старого Налогового кодекса, до сих пор не приведено в соответствие с новым, а суды на практике все еще продолжают его применять. И это вызывает новый шквал недовольства предпринимателей, и увеличение количества налоговых разбирательств», — считает Бижанова.
Депутаты требуют регламентировать порядок отнесения нарушений по степени риска и дать исчерпывающую формулировку высокой, средней и незначительной степени риска. Также они требуют предоставить право налогоплательщику предоставлять пояснения на любом этапе и разработать четкий механизм процесса вынесения решения налоговыми органами о принятии пояснения либо его отказе и последующих действиях.

Фракция «Ак жол»

Депутаты обратили внимание на уровень доходов «технических работников» бюджетных сфер. Если ежегодно учителям и врачам зарплаты увеличиваются, то санитары, водители машин «скорой помощи», служащие музеев, школ, библиотек, архивов остаются много лет с прежними окладами и без надежды на повышение.
«Например, мы сегодня говорим о программе «Рухани Жангыру», продолжена работа по реабилитации жертв голода и репрессий. Основная нагрузка в этой деятельности ложится на работников архивов, музеев и библиотек, историков, искусствоведов и других специалистов. Между тем в данной сфере  у служащих среднего звена даже с высшим образованием средняя заработная плата составляет около 60 тыс. тенге. Заработная плата у водителей скорой помощи — около 70–75 тыс. тенге и не повышалась уже более пяти лет, у технических работников школ и детсадов — около 50 тыс. тенге», — заявил депутат Максат Раманкулов, оглашая запрос на имя вице-премьера Ералы Тугжанова.

При этом, заметил он, «никто не отменял экономического характера инфляции, госорганы регулярно соглашаются на увеличение тарифов монополистов в ЖКХ, не говоря уже о росте цен на товары и продукты питания».

«В этой связи фракция «Ак жол» считает необходимым при повышении зарплаты в социальной сфере одновременно повышать оклады технических работников. Ни один врач не сможет делать операцию, если некому будет подавать ему скальпель или зажим или если не будет работать кислородный аппарат.  Учитель не сможет вести урок в холодном классе, если школьный кочегар не выйдет на работу, а школьный плотник не заменит разбитое окно. Никакой заслуженный артист не сможет выступать, если рабочие сцены не установят аппаратуру и декорации. Никакой реабилитации жертв репрессий не произойдет, если работники архивов не смогут досконально перелистывать тонны документов. Поэтому мы просим проявить справедливость в отношении вспомогательных и технических работников социальной сферы, не обходить их вниманием при повышении зарплаты. Почему специалисты в данной отрасли должны страдать и испытывать постоянные трудности и у них есть масса проблем? Они тоже граждане нашей Республики. Насколько я знаю, у 90% указанных лиц имеются кредиты (микрокредиты), в основном, все в долгах, не могут реализовать свой творческий потенциал по причине отсутствия средств. От государства нет никакой помощи. Данные факторы нагнетают социальную напряженность, которая может вылиться в социальный взрыв. Политика государства должна быть направлена на повышение морального духа нации, его счастливого будущего. Без науки, культуры и медицины — у нации нет будущего. В связи с вышеизложенным, уважаемый Ералы Лукпанович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым обратить внимание на изложенную проблему и просит рассмотреть возможность обеспечения достойным уровнем доходов указанной категории работников», — заявил депутат.

Фракция «Народная партия Казахстана»

Депутаты вновь подняли вопрос снижения пенсионного возраста, на этот раз для людей с особыми потребностями. В запросе на имя вице-премьера Тугжанова депутат Ерлан Смайлов привел такие данные. Сегодня, по информации Министерства труда и социальной защиты РК, из общего числа 600,4 тысяч взрослых казахстанцев с инвалидностью работающие инвалиды составляют 85 472 человека, из них: в возрасте 18–28 лет — 6 997 человек (в т.ч. I группы — 219 человек, II группы — 1 222 человек, III группы — 5 556 человек); в возрасте 29–44 лет — 25 886 человек (в т.ч. I группы — 933 человек, II группы — 5 427 человек, III группы — 19 526 человек); в возрасте от 45 лет до пенсионного возраста — 49 989 человек (в т.ч. I группы — 1 241 человек, II группы — 11 818 человек, III группы — 36 930 человек); пенсионного возраста — 2,6 тысячи человек.

В основном работают лица с инвалидностью, имеющие III группу, их насчитывается 62 012 человек, имеющие вторую группу — 18 467 человек и с первой группой инвалидности — 2 393 человека. Из общего числа работающих инвалидов 51 744 — мужчины, 33 750 — женщины.

«Как видно из статистических данных, для более 85 тысяч казахстанцев с инвалидностью — это крайне актуальный вопрос. Особенно для 50 тысяч из них в возрасте от 45 лет до предпенсионного возраста. Учитывая, что в настоящее время принимается ряд государственных мер, направленных на стимулирование занятости лиц с инвалидностью, актуальность вопроса будет только расти», — считает депутат.

Он отметил, что «с возрастом болезни и дисфункции организма, инвалидизация усиливаются и людям с инвалидностью становится сложно работать до 63-летнего возраста». Однако, «они продолжают работать, так как мизерное пособие по инвалидности не позволяет обеспечить качественный уровень жизни». «Также многие инвалиды 3 группы вынуждены работать для получения большего размера пенсии. Не работая до выхода на пенсию, они могут рассчитывать только на минимальный размер пенсии», — подчеркнул Смайлов.

Такая ситуация, по мнению депутатов, никак не отвечает целям Конвенции о правах инвалидов и Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года, провозгласивших своими целями повышение уровня жизни и защиту прав лиц с инвалидностью, в том числе права на достойную старость.

«Конечно, вопрос снижения пенсионного возраста для лиц с инвалидностью должен решаться комплексно, учитывая такие факторы, как группа инвалидности, состояние здоровья, диагноз и заболевание, характер труда и т.д. Но средний возраст выхода на пенсию для них должен быть в районе 55 лет, по аналогии с многодетными матерями. Отдельной проработки требует механизм пенсионного обеспечения людей с инвалидностью, вышедших на пенсию. Включающий в себя обязательный фиксированный и гарантированный государством компонент, например, в виде выплачиваемого на сегодня пособия по инвалидности и дополнительной пенсионной части. Реальность такова, что люди с инвалидностью несут значительные дополнительные расходы на медицинские услуги и уход, нуждаются во вспомогательных устройствах. Из-за этого лица с инвалидностью и их семьи больше подвержены риску бедности, чем граждане без инвалидности с такими же доходами.

Мера по снижению пенсионного возраста для лиц с инвалидностью не должна ограничивать право на труд и после выхода на пенсию, но в первую очередь она должна обеспечить им право более раннего выхода на пенсию — реализацию их права на здоровье и достойную старость», — убеждены депутаты фракции.

Фракция «Nur Otan»

Группа мажилисменов-членов фракции обеспокоена происходящими в отечественных судах разбирательствами предпринимателей и налоговых органов. Причем характерно, что бизнес оказывается проигравшей стороной, несмотря на то, что ситуация вовсе не так однозначна.

Депутат Гульнара Бижанова озвучила запрос на имя министра финансов Ерулана Жамаубаева и председателя Верховного суда Жакыпа Асанова, подчеркнув, что поводом для запроса стало «длительное нарушение конституционных прав субъектов предпринимательства на право частной собственности в связи с неоднозначной практикой применения налогового законодательства и неактуализированного Нормативного постановления Верховного суда по вопросам камерального контроля».
Депутат напомнила, что несколько месяцев назад группа предпринимателей уже выступили с открытым видеообращением на имя главы государства о несправедливости со стороны налоговых органов массовой блокировке счетов по итогам камерального контроля, приведших к остановке работ.
Депутаты со своей стороны провели анализ ситуации и выяснили, что «налоговые органы действуют в соответствии с со статьями 94, 96 Налогового кодекса, регламентирующими порядок проведения камерального контроля».  

«Процедурные моменты этого вида контроля в связи с его непрозрачностью на практике создают огромные проблемы добросовестным налогоплательщикам по всей стране. Сейчас, в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса, по итогам камерального контроля при выявлении нарушений с высокой степенью риска орган госдоходов направляет налогоплательщику уведомление. Важно сразу отметить, что определение по степени риска нарушений утратило силу с января 2019 года. Проблемы начинаются, когда предприниматель не согласен с итогами контроля. По закону налогоплательщик вправе направить свои пояснения в налоговый орган или обжаловать уведомление в вышестоящий орган либо в суд. Однако, на практике не так-то все просто. Статья 96 Кодекса позволяет органам госдоходов не принять пояснения налогоплательщика и вынести решение о признании уведомления неисполненным. Сразу же ограничиваются операции на банковских счетах. Практика показывает, что налоговые органы в основном выносят именно такие решения. При этом процесс принятия решений законодательно не раскрыт, нет прозрачности, что является высоким коррупциогенным фактором. Полагаем, здесь прямая лазейка для рейдерства», — уверена Гульнара Бижанова.

Нередки также случаи, когда налогоплательщикам блокируют счета даже раньше, чем они получают решения по своим жалобам. При этом, заметила депутат, уведомление органа госдоходов совсем не значит, что налоговое обязательство действительно имеет место быть. 

«Практика показала, что обжалование предпринимателями решений в вышестоящие налоговые органы не эффективно. Там занимается позиция нижестоящих. Обращение в суд также не приносит ожидаемой защиты, так как суд рассматривает жалобу только в рамках процедурных нарушений. В итоге все сводится к тому, чтобы налогоплательщик устранил нарушения, выявленные по итогам камерального контроля, вне зависимости от того, согласен он с ними или нет.  Либо второй вариант — банкротство. Также обращаем внимание, что действующее нормативное постановление Верховного суда 2017 года «О судебной практике применения налогового законодательства», разработанное на основании старого Налогового кодекса, до сих пор не приведено в соответствие с новым, а суды на практике все еще продолжают его применять. И это вызывает новый шквал недовольства предпринимателей, и увеличение количества налоговых разбирательств», — считает Бижанова.
Депутаты требуют регламентировать порядок отнесения нарушений по степени риска и дать исчерпывающую формулировку высокой, средней и незначительной степени риска. Также они требуют предоставить право налогоплательщику предоставлять пояснения на любом этапе и разработать четкий механизм процесса вынесения решения налоговыми органами о принятии пояснения либо его отказе и последующих действиях.

Фракция «Ак жол»

Депутаты обратили внимание на уровень доходов «технических работников» бюджетных сфер. Если ежегодно учителям и врачам зарплаты увеличиваются, то санитары, водители машин «скорой помощи», служащие музеев, школ, библиотек, архивов остаются много лет с прежними окладами и без надежды на повышение.
«Например, мы сегодня говорим о программе «Рухани Жангыру», продолжена работа по реабилитации жертв голода и репрессий. Основная нагрузка в этой деятельности ложится на работников архивов, музеев и библиотек, историков, искусствоведов и других специалистов. Между тем в данной сфере  у служащих среднего звена даже с высшим образованием средняя заработная плата составляет около 60 тыс. тенге. Заработная плата у водителей скорой помощи — около 70–75 тыс. тенге и не повышалась уже более пяти лет, у технических работников школ и детсадов — около 50 тыс. тенге», — заявил депутат Максат Раманкулов, оглашая запрос на имя вице-премьера Ералы Тугжанова.

При этом, заметил он, «никто не отменял экономического характера инфляции, госорганы регулярно соглашаются на увеличение тарифов монополистов в ЖКХ, не говоря уже о росте цен на товары и продукты питания».

«В этой связи фракция «Ак жол» считает необходимым при повышении зарплаты в социальной сфере одновременно повышать оклады технических работников. Ни один врач не сможет делать операцию, если некому будет подавать ему скальпель или зажим или если не будет работать кислородный аппарат.  Учитель не сможет вести урок в холодном классе, если школьный кочегар не выйдет на работу, а школьный плотник не заменит разбитое окно. Никакой заслуженный артист не сможет выступать, если рабочие сцены не установят аппаратуру и декорации. Никакой реабилитации жертв репрессий не произойдет, если работники архивов не смогут досконально перелистывать тонны документов. Поэтому мы просим проявить справедливость в отношении вспомогательных и технических работников социальной сферы, не обходить их вниманием при повышении зарплаты. Почему специалисты в данной отрасли должны страдать и испытывать постоянные трудности и у них есть масса проблем? Они тоже граждане нашей Республики. Насколько я знаю, у 90% указанных лиц имеются кредиты (микрокредиты), в основном, все в долгах, не могут реализовать свой творческий потенциал по причине отсутствия средств. От государства нет никакой помощи. Данные факторы нагнетают социальную напряженность, которая может вылиться в социальный взрыв. Политика государства должна быть направлена на повышение морального духа нации, его счастливого будущего. Без науки, культуры и медицины — у нации нет будущего. В связи с вышеизложенным, уважаемый Ералы Лукпанович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым обратить внимание на изложенную проблему и просит рассмотреть возможность обеспечения достойным уровнем доходов указанной категории работников», — заявил депутат.

Фракция «Народная партия Казахстана»

Депутаты вновь подняли вопрос снижения пенсионного возраста, на этот раз для людей с особыми потребностями. В запросе на имя вице-премьера Тугжанова депутат Ерлан Смайлов привел такие данные. Сегодня, по информации Министерства труда и социальной защиты РК, из общего числа 600,4 тысяч взрослых казахстанцев с инвалидностью работающие инвалиды составляют 85 472 человека, из них: в возрасте 18–28 лет — 6 997 человек (в т.ч. I группы — 219 человек, II группы — 1 222 человек, III группы — 5 556 человек); в возрасте 29–44 лет — 25 886 человек (в т.ч. I группы — 933 человек, II группы — 5 427 человек, III группы — 19 526 человек); в возрасте от 45 лет до пенсионного возраста — 49 989 человек (в т.ч. I группы — 1 241 человек, II группы — 11 818 человек, III группы — 36 930 человек); пенсионного возраста — 2,6 тысячи человек.

В основном работают лица с инвалидностью, имеющие III группу, их насчитывается 62 012 человек, имеющие вторую группу — 18 467 человек и с первой группой инвалидности — 2 393 человека. Из общего числа работающих инвалидов 51 744 — мужчины, 33 750 — женщины.

«Как видно из статистических данных, для более 85 тысяч казахстанцев с инвалидностью — это крайне актуальный вопрос. Особенно для 50 тысяч из них в возрасте от 45 лет до предпенсионного возраста. Учитывая, что в настоящее время принимается ряд государственных мер, направленных на стимулирование занятости лиц с инвалидностью, актуальность вопроса будет только расти», — считает депутат.

Он отметил, что «с возрастом болезни и дисфункции организма, инвалидизация усиливаются и людям с инвалидностью становится сложно работать до 63-летнего возраста». Однако, «они продолжают работать, так как мизерное пособие по инвалидности не позволяет обеспечить качественный уровень жизни». «Также многие инвалиды 3 группы вынуждены работать для получения большего размера пенсии. Не работая до выхода на пенсию, они могут рассчитывать только на минимальный размер пенсии», — подчеркнул Смайлов.

Такая ситуация, по мнению депутатов, никак не отвечает целям Конвенции о правах инвалидов и Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года, провозгласивших своими целями повышение уровня жизни и защиту прав лиц с инвалидностью, в том числе права на достойную старость.

«Конечно, вопрос снижения пенсионного возраста для лиц с инвалидностью должен решаться комплексно, учитывая такие факторы, как группа инвалидности, состояние здоровья, диагноз и заболевание, характер труда и т.д. Но средний возраст выхода на пенсию для них должен быть в районе 55 лет, по аналогии с многодетными матерями. Отдельной проработки требует механизм пенсионного обеспечения людей с инвалидностью, вышедших на пенсию. Включающий в себя обязательный фиксированный и гарантированный государством компонент, например, в виде выплачиваемого на сегодня пособия по инвалидности и дополнительной пенсионной части. Реальность такова, что люди с инвалидностью несут значительные дополнительные расходы на медицинские услуги и уход, нуждаются во вспомогательных устройствах. Из-за этого лица с инвалидностью и их семьи больше подвержены риску бедности, чем граждане без инвалидности с такими же доходами.

Мера по снижению пенсионного возраста для лиц с инвалидностью не должна ограничивать право на труд и после выхода на пенсию, но в первую очередь она должна обеспечить им право более раннего выхода на пенсию — реализацию их права на здоровье и достойную старость», — убеждены депутаты фракции.

Автор статьи: The Pulse
Подписаться:

Самое популярное

Мнение

Ашаршылык: геноцид и миссия казахов

Борьба за правовое формулирование геноцида продолжается
Подробнее

26.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Спрос на пенсионные деньги предъявляет в основном государство

Конкуренция банков и нацкомпаний за длинную тенговую ликвидность осталась в прошлом
Подробнее

15.01.2021 г.


ЕЩЕ