The Pulse
Загрузка...

ПОДПИШИТЕСЬ НА EMAIL-РАССЫЛКИ THE PULSE!

Мнение

28.04.2021 г.

Мнение
28.04.2021 г.
grafic 11759

Государство в экономике США

От Трумэна до Джонсона

Если не принимать во внимание восстановительный рост до войны и саму Вторую мировую войну, то послевоенная Америка показывала самые высокие темпы экономического роста за всю свою историю.

Из множества факторов, внесших свой вклад в экономический рост, мы остановимся на тех, которые связаны с прямым или косвенным влиянием государства на экономику.

Еще при жизни Франклина Рузвельта в 1944 г. был принят закон «О возвращении военнослужащих в гражданскую жизнь», более известный как «Солдатский билль о правах». В соответствии с положениями принятого закона все ветераны, прослужившие 90 и более дней, получали право на существенное денежное пособие, на беспроцентную ссуду на покупку дома, фермы или создание собственного дела. Безработным в течение 52 дней выплачивалось еженедельное пособие в размере значительной по тем временам суммы в 20 долларов. Наконец, «Солдатский билль о правах» стал началом масштабной государственной политики расширения доступа к высшему образованию. По закону ветерану для получения образования выплачивались 500 долларов в год. Это была вполне достаточная сумма для обучения в самых престижных вузах страны. Год обучения в Гарварде стоил 450 долларов. По закону 1944 г. 2,2 миллиона из 14 миллионов ветеранов воспользовались правом на, по сути, бесплатное обучение в вузах[1].

В 1946 г. ветераны войны составляли 48% всех студентов. Практическим результатом учебы ветеранов стало появление в стране 450 тыс. новых инженеров, 240 тыс. финансистов, 228 тыс. учителей, 91 тыс. ученых, 60 тыс. врачей-терапевтов, 17 тыс. журналистов, большого количества других специалистов[2].

Последствия принятого закона косвенно можно оценить по данным из рисунка 2.

Резкий прирост потребления товаров длительного пользования, в том числе автомобилей, сразу после войны – это, во многом, результат программ поддержки демобилизованных военнослужащих. Между 1945 и 1955 гг. в США было построено около 15 млн домов. Число домохозяйств с телевизорами выросло со 172 000 в 1948 г. до 15,3 млн к 1952 г.[3]

Рост потребительского спроса стал мощным импульсом для экономического роста в США в послевоенный период до начала семидесятых годов. Это было время, когда множество белых мужчин, благодаря, в том числе, поддержке государства, стали успешными. Но этот успех обошел стороной женщин и расовые меньшинства.

Борьба с бедностью, с любым видом дискриминации – это не только устранение общественной несправедливости, но и важный источник экономического развития. В первую очередь потому, что открывает доступ к материальным и нематериальным благам тем, для кого он раньше был ограничен. Это же создает стимулы для ранее дискриминированных к повышению собственной квалификации и росту производительности труда. Линдон Джонсон, который хотел войти в историю как один из величайших президентов, объявил войну как с бедностью, так и расовой дискриминацией. Цели, конечно, благие. Более того, имевшие некий положительный эффект. На рисунках 1 и 2 мы видим, что во время его администрации были самые высокие среднегодовые темпы роста экономики и конечного потребления домохозяйств.

Но вся беда в том, что эти успехи имели краткосрочный эффект. Проблема расовой дискриминации ослабла, но сохранилась до сих пор, пусть и не в такой острой форме, как при Джонсоне. И, как мы знаем из новостей, расизм все еще остается одной из самых острых проблем в стране. В США один из самых высоких уровней бедности и самых высоких коэффициентов Джини среди развитых стран.

Почему в США не удалось решить проблемы расизма и бедности – выходит за рамки данного цикла заметок.

Но есть необходимость обратить внимание на то, что рост социальных расходов федерального правительства сопровождался не ростом, но снижением федеральных налогов (смотрите рисунок 3). Иначе говоря, за счет роста долга федерального правительства. Что интересно, несмотря на войну во Вьетнаме, доля военных расходов в федеральном бюджете не выросла.

Джонсон запустил механизм раскручивания инфляции на фоне снижения конкурентоспособности американской экономики с западноевропейской и японской. Его социальные инициативы реализовывались в самое неблагоприятное для этого время: на фоне неудачной войны, антивоенных и расовых протестов.

Джозеф Стиглиц считает, что в основе не совсем удачных, в конечном итоге, усилий Линдона Джонсона лежит недостаточная информированность – одна из форм несостоятельности государства[4].

История послевоенной экономики США, от Трумэна до Джонсона, дает нам важный урок. Социальные инициативы центрального аппарата государства могут иметь значительный положительный экономический эффект, но только при относительно простых условиях. Обеспечить социальными льготами несколько миллионов демобилизованных из армии мужчин после победоносной войны, на фоне общенационального морального подъема, — это простая задача, решить которую можно эффективно.

Решить проблемы расовой дискриминации и бедности при глубокой культурной пропасти, расовой непримиримости – это сложная задача, вообще говоря, неподвластная центральному аппарату государства. Здесь как раз и сказывается проблема дефицита информации. Устранить этот дефицит полностью невозможно, только уменьшить. Но для этого требуется для решения задачи подключение всех уровней власти, различных политических и профессиональных групп. Джонсоном этого сделано не было. Предложенные его администрацией решения имели не только положительный, но и побочные эффекты, с последствиями которых США не могут справиться по сию пору.


[1] Данные из статьи Варивончика И.В. «Проблемы внутреннего развития США в годы Второй мировой войны», Вестник военного университета.

[2] Варивончик И.В. Указ. Соч.

[3] Данные из Алан Гринспен, Адриан Вулдридж «Капитализм в Америке: История».

[4] Дж. Стиглиц. «Экономика государственного сектора».

Если не принимать во внимание восстановительный рост до войны и саму Вторую мировую войну, то послевоенная Америка показывала самые высокие темпы экономического роста за всю свою историю.

Из множества факторов, внесших свой вклад в экономический рост, мы остановимся на тех, которые связаны с прямым или косвенным влиянием государства на экономику.

Еще при жизни Франклина Рузвельта в 1944 г. был принят закон «О возвращении военнослужащих в гражданскую жизнь», более известный как «Солдатский билль о правах». В соответствии с положениями принятого закона все ветераны, прослужившие 90 и более дней, получали право на существенное денежное пособие, на беспроцентную ссуду на покупку дома, фермы или создание собственного дела. Безработным в течение 52 дней выплачивалось еженедельное пособие в размере значительной по тем временам суммы в 20 долларов. Наконец, «Солдатский билль о правах» стал началом масштабной государственной политики расширения доступа к высшему образованию. По закону ветерану для получения образования выплачивались 500 долларов в год. Это была вполне достаточная сумма для обучения в самых престижных вузах страны. Год обучения в Гарварде стоил 450 долларов. По закону 1944 г. 2,2 миллиона из 14 миллионов ветеранов воспользовались правом на, по сути, бесплатное обучение в вузах[1].

В 1946 г. ветераны войны составляли 48% всех студентов. Практическим результатом учебы ветеранов стало появление в стране 450 тыс. новых инженеров, 240 тыс. финансистов, 228 тыс. учителей, 91 тыс. ученых, 60 тыс. врачей-терапевтов, 17 тыс. журналистов, большого количества других специалистов[2].

Последствия принятого закона косвенно можно оценить по данным из рисунка 2.

Резкий прирост потребления товаров длительного пользования, в том числе автомобилей, сразу после войны – это, во многом, результат программ поддержки демобилизованных военнослужащих. Между 1945 и 1955 гг. в США было построено около 15 млн домов. Число домохозяйств с телевизорами выросло со 172 000 в 1948 г. до 15,3 млн к 1952 г.[3]

Рост потребительского спроса стал мощным импульсом для экономического роста в США в послевоенный период до начала семидесятых годов. Это было время, когда множество белых мужчин, благодаря, в том числе, поддержке государства, стали успешными. Но этот успех обошел стороной женщин и расовые меньшинства.

Борьба с бедностью, с любым видом дискриминации – это не только устранение общественной несправедливости, но и важный источник экономического развития. В первую очередь потому, что открывает доступ к материальным и нематериальным благам тем, для кого он раньше был ограничен. Это же создает стимулы для ранее дискриминированных к повышению собственной квалификации и росту производительности труда. Линдон Джонсон, который хотел войти в историю как один из величайших президентов, объявил войну как с бедностью, так и расовой дискриминацией. Цели, конечно, благие. Более того, имевшие некий положительный эффект. На рисунках 1 и 2 мы видим, что во время его администрации были самые высокие среднегодовые темпы роста экономики и конечного потребления домохозяйств.

Но вся беда в том, что эти успехи имели краткосрочный эффект. Проблема расовой дискриминации ослабла, но сохранилась до сих пор, пусть и не в такой острой форме, как при Джонсоне. И, как мы знаем из новостей, расизм все еще остается одной из самых острых проблем в стране. В США один из самых высоких уровней бедности и самых высоких коэффициентов Джини среди развитых стран.

Почему в США не удалось решить проблемы расизма и бедности – выходит за рамки данного цикла заметок.

Но есть необходимость обратить внимание на то, что рост социальных расходов федерального правительства сопровождался не ростом, но снижением федеральных налогов (смотрите рисунок 3). Иначе говоря, за счет роста долга федерального правительства. Что интересно, несмотря на войну во Вьетнаме, доля военных расходов в федеральном бюджете не выросла.

Джонсон запустил механизм раскручивания инфляции на фоне снижения конкурентоспособности американской экономики с западноевропейской и японской. Его социальные инициативы реализовывались в самое неблагоприятное для этого время: на фоне неудачной войны, антивоенных и расовых протестов.

Джозеф Стиглиц считает, что в основе не совсем удачных, в конечном итоге, усилий Линдона Джонсона лежит недостаточная информированность – одна из форм несостоятельности государства[4].

История послевоенной экономики США, от Трумэна до Джонсона, дает нам важный урок. Социальные инициативы центрального аппарата государства могут иметь значительный положительный экономический эффект, но только при относительно простых условиях. Обеспечить социальными льготами несколько миллионов демобилизованных из армии мужчин после победоносной войны, на фоне общенационального морального подъема, — это простая задача, решить которую можно эффективно.

Решить проблемы расовой дискриминации и бедности при глубокой культурной пропасти, расовой непримиримости – это сложная задача, вообще говоря, неподвластная центральному аппарату государства. Здесь как раз и сказывается проблема дефицита информации. Устранить этот дефицит полностью невозможно, только уменьшить. Но для этого требуется для решения задачи подключение всех уровней власти, различных политических и профессиональных групп. Джонсоном этого сделано не было. Предложенные его администрацией решения имели не только положительный, но и побочные эффекты, с последствиями которых США не могут справиться по сию пору.

[1] Данные из статьи Варивончика И.В. «Проблемы внутреннего развития США в годы Второй мировой войны», Вестник военного университета.

[2] Варивончик И.В. Указ. Соч.

[3] Данные из Алан Гринспен, Адриан Вулдридж «Капитализм в Америке: История».

[4] Дж. Стиглиц. «Экономика государственного сектора».

Автор статьи: Жарас Ахметов
Подписаться:

Самое популярное

Инфографика

Как Казахстан тратил деньги Всемирного Банка

За 28 лет стране было предоставлено 8,686 млрд долларов на 49 проектных займа
Подробнее

27.01.2021 г.

Бизнес

В «прицеле» регулирования – уличная торговля и еда

Объектом возможного дополнительного регулирования может стать малый и микробизнес, представленный в форматах уличной торговли продуктами питания и приготовленной едой, то есть донерные, базары, «магазины у дома».
Подробнее

29.01.2021 г.

Бизнес

Мукомольный бизнес вступил в противостояние с правительством

Приказом министра торговли и интеграции РК муку первого сорта внесли в перечень биржевых товаров. Это не понравилось экспортерам.
Подробнее

01.02.2021 г.

Инфографика

Карантинный 2020: экономические итоги

Что произошло с отраслями экономики страны и бюджетом за январь–декабрь прошлого года разбирался ThePulse.kz.
Подробнее

05.02.2021 г.

Бизнес

Скрытые миллиарды: сколько зарабатывает ТОО «Оператор РОП»

В кризис в Казахстане активно расцвели всевозможные внебюджетные фонды, подменяющие собой бюджет, но при этом финансово закрытые и непрозрачные перед обществом. Попробуем разобраться в общих чертах, почему, на частном примере.
Подробнее

22.01.2021 г.


ЕЩЕ